Подросток как читатель

Страница 1

Читательский портрет подростка во многом определяется в 10—11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятельность, возникают новые увлечения). Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

При благоприятных условиях у ребенка в 10-11-летнем возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к вопросам мироздания, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая — «пережить». Именно теперь библиотекарь может в полную меру развивать читательские запросы ребят в области познавательной литературы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, «деловые» книги, научно-популярные альманахи и журналы. Полезно в этот период раскрыть подростку многообразие технических приемов чтения научно-познавательной литературы, научить гибкому применению их на практике.

Замечено, что читательская активность подростков особенно интенсивно формируется в процессе чтения книг, авторы которых рассчитывают на встречное сотворчество, ставят читателя в роль пытливого исследователя. Проблемные материалы отвечают потребностям детей этого возраста, удовлетворяют их интерес ко всему новому, необычному, поражающему их воображение, ставят перед ними все новые и новые вопросы. Таким качествам, например, отвечают книги П. Клушанцева, И. Акимушкина, Ю. Дмитриева, М. Ивина, Г. Свирина и др.

Библиотекарю надо знать, что установка исключительно на познание способна иногда превратить и чтение художественной литературы в сугубо рациональный процесс. Этой опасности можно избежать, если своевременно заострять внимание подростка на своеобразии чтения разных видов литературы.

Для некоторых библиотекарей в качестве идеала выступают читатели, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к какой-либо одной отрасли знания. Другие считают более желательным для подростка смену интересов. Психологи утверждают, что изолированно от других никакой интерес развиться не может. Разнообразный опыт чтения, «примеривание» разных ролей принципиально важны для полноценного развития личности. Вот почему многообразие увлечений подростков 10—11 лет надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов.

Одна из причин падения интереса к чтению в десятилетнем возрасте, по мнению психологов,— установка на отказ от усилий. Чтение требует активного умственного труда. Читать скучно тому, у кого нет соответствующих мотивов, сильных побуждений, нет интересов. Ставка исключительно на занимательность, увлекательность, игру, к которой часто прибегают библиотекари в пропаганде книги подросткам (викторины, состязания, КВН и др.), не всегда состоятельна. Увлечь и заинтересовать сиюминутно 10-летнего подростка чем-либо необычным легко, но трудно сохранить и поддержать этот интерес, трансформировать его в читательский.

Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у младших подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя движет в этом случае фабула, увлекают экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка: желанию испытать свои возможности, проверить себя мысленно в необычных обстоятельствах. Отсюда естественный интерес к приключенческой литературе, к которой читатели 10—11 лет относят книги «про индейцев», фантастику, литературную сказку, книги «про ужасы», книги «про войну». Наиболее спрашиваемыми и наиболее читаемыми в этот период, по наблюдениям библиотекарей, являются книги А. Волкова, К. Булычева, Стивенсона, В. Скотта. Охотно читаются детьми книги с мифологическими сюжетами.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Природа как средство эстетического восприятия в младшем школьном возрасте
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и ...

Практика применения наглядности
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое дру ...

Понятие и этиология дизартрических расстройств
В настоящее время существует два основных подхода в изучении дизартрических нарушений. Первый – это изучение дизартрических расстройств с неврологических позиций. Этот аспект учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме соо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru