Критериальные и уровневые характеристики развития экономического мышления школьников

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Критериальные и уровневые характеристики развития экономического мышления школьников

Страница 1

Ряд авторов рассматривает экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации Л.И. Абалкин определяет экономическое мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности. По мнению автора, эти взгляды и представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуют эмпирический слой экономического мышления или обыденное сознание, которым и руководствуются, как правило, в повседневной практике. Таким образом, экономическое сознание и мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.

В.Д. Попов рассматривает экономическое сознание как продукт экономического мышления и определяет последнее как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Именно понятия, суждения и умозаключения и входят в состав экономического сознания, по В.Д. Попову. С другой стороны, мышление осуществляется на основе достигнутого уровня сознания, с его помощью. Экономическое сознание играет роль первичного элемента в экономическом мышлении. По мнению В.Д. Попова, мышление как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результаты мышления объективируются в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.

Экономические отношения и есть тот внешний фактор, который в процессе познания людьми интериоризуется во внутренние компоненты экономического мышления. Поэтому актуальным является возрождение действия законов общественной координации в их естественном проявлении и полном функционировании.

В.С. Дудик определяет экономическое мышление как «творческий процесс понятийно-образной деятельности по преобразованию массивов информации, отражающий планово-производственные, ценообразовательные, материально-технические, стоимостные, бюджетные, страховые и др. объективные реалии, связи, взаимодействия».

П. Хейне рассматривает понятие «экономический образ мышления», не как набор готовых выводов, или «технику мышления», а как предпосылку, направленность мышления. Такой предпосылкой он называет стремление индивидов предпринимать те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу. Экономическое мышление связывается с ситуацией выбора, который заключается в анализе и оценке ожидаемых выгод и издержек. Выбор производится при наличии двух и более альтернативных вариантов действия. Таким образом, по П. Хейне, экономическое мышление имеет следующие взаимосвязанные особенности:

Индивидуальность. П. Хейне отмечает, что экономическое мышление принимает за исходную смысловую единицу индивидуума. Любое экономическое решение, даже групповое, связано с мотивационно-ценностными особенностями людей его принимающих.

Рациональность. Человек действует, предварительно оценив ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов. В этом смысле нельзя назвать рациональными решения, которые принимаются неосознанно, на основе эмоций, стереотипов, шаблонов.

Всеобщность. Предполагается, что все общественные отношения являются результатом процессов рыночного типа, а значит и функционирования механизмов экономического образа мышления.

Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл в окружающей разноголосице общественных проблем. Сфера применения инструментов экономического мышления практически неограничена.

В ряде определений экономического мышления подчеркивается, что оно является не просто познанием экономических законов и категорий, но и руководством в деятельности. Однако из этого не следует, что сама экономическая деятельность непосредственно основывается на этих законах и категориях, на оперировании ими.

«Независимый источник» экономического мышления находится не только в сфере законов и категорий, но и в потребностях и интересах субъекта экономической деятельности. Именно поэтому ряд авторов подчеркивает необходимость признания за экономическим мышлением статуса объективно-субъективного процесса, в котором во взаимо действии отражены объективные экономические законы и механизмы их сознательного использования (Абалкин Л.И., Могильный А.Н., Попов В.Д., Хейне П.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленност ...

Анализ результатов констатирующего исследования
Первый этап исследования заключался в проведении анализа анамнестических данных (выяснение причин заикания, вид заикания, основные симптомы, частота судорог, характер судорог) и организации наблюдения. Анализ медицинских карт детей показал, что преобладающее большинство детей страдает от невротичес ...

Подросток как читатель
Читательский портрет подростка во многом определяется в 10—11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru