В 70 – 80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появляется ряд исследований, посвящённых экономическому образованию и воспитанию школьников. В этих исследованиях экономическое образование рассматривается:
– как часть элемента трудового воспитания (Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова);
– как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания (В.К. Розов);
– как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания (А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, И.Б. Иткин, В.П. Кисилёв, Л.П. Кураков, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, Л.И. Пономарёв, И.Ф. Прокопенко, И.П. Рябинина, И.А. Сасова, Т.Е. Сергеева, В.А. Товстик, Б.Х. Юнусбаев и др.)
В этих работах представлены различные определения понятий «экономическое воспитание», «экономическое образование». В отдельных работах понятия «экономическое образование» и «экономическое воспитание» существенно не различаются. Так, например, под экономическим воспитанием понимают овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике (А.Я. Автономов, А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.)
Некоторые авторы в определении экономического воспитания отмечают, что его основой является формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности, повседневной жизни (И.Б. Иткин, Е.Н. Кириллова, К.Я. Клепач, Н.П. Кулакова, Н.В. Михалкович, М.И. Михайлов, Л.П. Мельникова и др.). Другие считают, что экономическое воспитание выражается, прежде всего, в осмысленном, осознанном, ответственном отношении к труду (Б.П. Шемякин, В.К. Розов), к труду и окружающей среде (Н.В. Михалкович), к труду, его результатам, природной среде, ко времени (Е.Н. Кириллова, А.С. Прутченков, В.И. Ширинский и др.)
На сегодняшний день состояние экономического образования в различных регионах России очень неоднородно. В одних школах экономика изучается школьниками как факультатив, в других – выделяется небольшое число обязательных занятий, в третьих – экономические дисциплины вообще не изучаются.
Такое положение сказывается на всей системе учебно-методического обеспечения. Нет общепризнанной концепции экономического образования школьников на разных ступенях начальной, общей и полной средней школы, различны учебные программы, учебники, методические пособия.
Рассмотрим некоторые пути экономического обучения и воспитания в школах. Это, в первую очередь, курс «Основы рыночной экономики», основы наук, уроки трудового обучения, занятия в учебных комбинатах, на предприятии, внеурочная трудовая деятельность, работа на малых предприятиях, в ученических ателье, во внеклассной работе, во время проведения научно-практических конференций по экономическим вопросам, деловых игр. На совершенствование работы педагогических коллективов с учащимися в этих направлениях, на наш взгляд, и должны быть направлены усилия педагогических коллективов школ.
В связи с изменением общего направления социально-экономического развития, переходом к рыночной экономике, к выпускнику школы, избравшему рабочую специальность, предъявляются требования уметь адаптироваться в быстроменяющейся технической производственной ситуации. Для рабочего важна функциональная грамотность, мобильность, профессиональная и психологическая готовность к постоянному переобучению. Но переобучение не только приобретение знаний, оно предполагает определённую базу, фундамент знаний, позволяющий оперировать ими, наращивать их, при необходимости быстро сменить специальность.
Экономической подготовке школьников способствует введение экспериментальной программы образовательной области «Технология» вместо трудового обучения, содержащей раздел: «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства».
Само введение предмета «Технология» предполагает формирование всеми имеющимися в арсенале учебного заведения силами и средствами легко адаптирующейся личности, которая может жить и работать в новых социально-экономических условиях.
Информация о ообразовании:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с синдромом
раннего детского аутизма
«Аутизм (от латинского слова authos — сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом». Аутизм – это психическое расстройство, характеризующееся выраженным де ...
Специфика иноязычной деятельности и общения в дошкольном образовательном
учреждении
В современных исследованиях и экспериментальном обучении английскому языку дошкольников отмечается ряд положительных результатов, достигаемых средствами иностранного языка: -обеспечение общего психического развития (в частности речевых способностей); -формирование личностных качеств (целеустремленн ...
Качественный и количественный анализ результатов эксперимента
Контрольный эксперимент. Цель: выявить эффективность разработанной системы развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников. В контрольном эксперименте приняла участие та же группа детей, которая ранее (в сентябре 2011г.) принимала участие в констатирующем эксперименте и затем (в период ...