Социальная педагогика еще только начинает свое становление в РФ как особое направление деятельности, находящееся на стыке педагогики и социальной работы.
Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века.
Тем не менее, социальный педагог сегодня - одна из ключевых фигур, которая призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи в воспитании детей и молодёжи.
Социальный педагог - «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)» .
В задачи социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с детьми и молодёжью, имеющими проблемы с социализацией в окружающем обществе до взаимодействия со всеми социальными организациями и социальными институтами, участвующими в социальном воспитании подрастающего поколения.
Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе».
В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, республиканских и местных органов власти, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания молодёжи.
Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Исходя из реалий современного российского социума, можно определить следующие цели деятельности социального педагога:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации детей и молодёжи из социально неблагополучных семей и слоев общества;
- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех молодых людей, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;
- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;
- участвовать в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
•работа с девиантными подростками;
•работа с семьями (малообеспеченными, многодетными, асоциальными и т. д.);
•работа по профилактике преступлений и правонарушений;
•работа по формированию гражданственности у молодёжи;
•работа, направленная на формирование здорового образа жизни;
•помощь в профессиональной ориентации подростков и т.д.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
- аналитико-диагностическую;
- прогностическую;
- организационно-коммуникативную;
- коррекционную;
- координационно-организаторскую;
- функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
- охранно-защитную;
- психотерапевтическую;
- социально-профилактическую;
- реабилитационную.
(Это тоже про деятельность: что делает социальный педагог, реализуя свои функции) Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог: изучает и оценивает особенности микросоциума, прогнозирует возможные влияния среды на воспитанников; выявляет личностные особенности и достоинства воспитанника, его «проблемное поле», изучает и оценивает особенности его деятельности и обучения; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению особо одаренных детей и подростков; выявляет воспитанников с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности воспитанника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития воспитанника в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Информация о ообразовании:
Теоретическая подготовка дошкольника в процессе
физического воспитания
Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. Целью образования в области физической культуры в дошкольных учреждениях является поэтапное достижение свойственного каждому возрастному п ...
Краткая характеристика школьных систем России и Великобритании
В России осуществляется общее образование, которое состоит из трех ступеней: начальная школа, где срок обучения 3-4 года, основная школа общего образования, где срок обучения 5-6 лет и средняя полная школа со сроком обучения 1-2 года. Гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность обучения ...
Как подготовиться к семинару
Семинары – мероприятия, не менее официальные, чем лекции. Эти практические занятия весьма эффективны для обсуждения и разбора материала. Представленные ниже рекомендации позволят вам продуктивно подготовиться к семинару. Относитесь к семинарским занятиям со всей серьезностью! На экзамене вы можете ...