Опыт применения зарубежных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми

Страница 6

Рассмотренные выше методические подходы имеют как общие, так и отличительные черты, но ни один из них не может претендовать на то, чтобы быть панацеей во всех случаях при обучении и коррекции детей с нарушениями по типу аутизма.

Существуют и другие нетрадиционные технологии, применяемые в работе с аутичными детьми за рубежом. Например такие, как:

- Методика поддерживающего общения;

- Нейросенсорные методы: аудитивный интеграционный тренинг (AIT).

Рассмотрим перечисленные технологии подробнее.

Методика поддерживающего общения

По поводу этой методики высказываются противоречивые мнения. Если родители и терапевты вследствие достижения хороших результатов во многих конкретных случаях убеждены в эффективности метода, то научно подтвердить это не удалось. В табл. 1 приведен обзор контролируемых исследований эффективности метода поддерживающего общения, проводившихся в 2000—2006 гг. В ней показано, что лишь в 8 из 45 исследований у детей отмечались положительные изменения коммуникативных способностей. Из 359 наблюдений в рамках этих 45 исследований лишь у 23 детей терапия была успешной. Этот результат разительно противоречит субъективному мнению родителей и терапевтов. Общим доводом против экспериментальных исследований служит то, что исследуемая ситуация является искусственной и обследуемые испытывают давление. Поэтому невозможно обеспечить доверие между лицом, оказывающим поддержку, и тем, кого поддерживают, а возникающее в экспериментальных условиях недоверие может обидеть пациента или оказаться для него сильным стрессовым фактором.

Таблица 1 Обзор контролируемых исследований эффективности методики поддерживающего общения (2000 — 2006 гг.)

Общее число исследований

45

Подтверждено наличие независимого общения

8

Независимое общение не подтверждено

37

Общее число участников

359

Аутизм/общее нарушение развития

265

Расстройство обучения (от средней до выраженной степени)

82

Церебральные параличи

9

Другие расстройства (например, вследствие травм головного мозга, неизвестных причин)

3

Успешная терапия

23

Отсутствие терапевтического результата

336

Подтвержденное независимое общение: при успехе не менее чем в 10 % случаев.

Нейросенсорные методы: аудитивный интеграционный тренинг (AIT)

Данный метод основан на гипотезе, что аутичные дети (или по крайней мере некоторые из них) обладают повышенной чувствительностью к звуковым раздражителям, причем речь идет о гипо- или гиперчувствительности к различным звуковым частотам. Rimland и Edelson (1995) полагают, что такие пациенты являются подгруппой аутистов. Разработанный Berard (1993) аудитивный интеграционный тренинг (AIT) должен подавлять специфические звуковые частоты. Высказываются надежды, что это вмешательство снижает чувствительность пациента к звукам, положительно влияет на адаптацию и вследствие этого ведет к редукции дезадаптивного поведения.

Многообещающими казались первые результаты контролируемого исследования 17 пациентов, проведенного двойным слепым методом. Однако для оценки эффективности этого метода требуются дальнейшие исследования. Большинство сообщений о его эффективности основаны на субъективных и несистематизированных отзывах родителей, которые вместе с тем не всегда положительны, Оптимистичные поначалу ожидания не оправдались результатами дальнейших исследований Rimland и соавт,, продемонстрировавших, что улучшение состояния детей, оцениваемое по шкале аберрантного поведения (aberrant behavior checklist, или ABC), очень незначительно. Кроме того, оказалось, что использование фильтра с целью подавления определенных звуковых частот не имеет существенного значения. А ведь метод основан именно на этом утверждении. Возможно, релевантны совершенно другие параметры. Например, в исследовании Betttson (1996) показано, что структурированное слушание оказывает гораздо большее влияние на поведение ребенка, чем аудитивный интеграционный тренинг. Поэтому значение этого метода заключается прежде всего в том, что ребенка поощряют спокойно сидеть 2 раза в день по полчаса. Так можно стимулировать процессы обучения, что нельзя сделать иным способом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Предмет изучения информатики
Учитель: Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Из определения видно, что информатики есть как бы две стороны. С одно ...

Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, ...

Методика работы социального педагога с родителями
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи б ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru