Как показывает практика, для социальной адаптации аутичных детей требуется непрерывное, как правило, многолетнее течение психотерапевтического процесса, в котором задействованы специалисты различного профиля - психологи, врачи, педагоги, социальные работники, волонтёры.
Для реализации поставленных задач применяется комплексный метод объединения различных применяемых на практике традиционных психокоррекционных методов - игровой психотерапии, натуртерапии, музыкотерапии, арттерапии, хореотерапии, речевой психокоррекции. Использование перечисленных методов психокоррекции в комплексе способствует личностной интеграции ребенка и помогает ему наиболее эффективно решать свои проблемы в физической, познавательной и коммуникативной сферах.
В последнее время большое внимание в системе психологической коррекции детям с синдромом раннего детского аутизма стало уделяться работе с семьей. Важное значение здесь имеет не только практическая, но и эмоциональная помощь. В этом отношении в системе психологической помощи наблюдается переход от строго ориентированного на ребенка воздействия, к семейной или ситуационной терапии. Это вызвано, с одной стороны, стремлением родителей самим корригировать своих детей и наиболее полно включаться в процесс коррекционного обучения, что иногда просто необходимо, т. к. при посещении дневного стационара возникает масса непредвиденных проблем, которые не решить без участия родителей. С другой стороны, аутичные дети не в состоянии переносить полученные навыки на другие ситуации и вовлечение родителей и других членов семьи в систему обучения вызвано необходимостью. Педагогическая домашняя терапия основывается на принципе смены деятельности в семейной обстановке и осуществляется преимущественно самими родителями. Она очень эффективна для детей до 3-х лет, но по достижению этого возраста лучше, чтобы ребенок посещал детское учреждение, однако помощь родителей в виде домашних упражнений и поддержки также необходима.
С целью наилучшей социальной адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма применяются различные нетрадиционные технологии, как за рубежом, так и в России. Зарубежный опыт применения нетрадиционных технологий более значителен по количеству, объему и качеству работы. Среди зарубежных нетрадиционных технологий нами были рассмотрены такие как холдинг-терапия, групповая терапия (daily-life-therapie), метод выбора, эвритмия (подкрепленная музыкой коммуникативная терапия), методика поддерживающего общения, аудитивный интеграционный тренинг.
Среди отечественных нетрадиционных технологий работы с аутичными детьми мы выделили и рассмотрели музейную педагогику, натуртерапию и метод БЭСТ.
Рассмотрев данные технологии, а также проведя сравнительный анализ применения нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми в зарубежной и отечественной практике, мы сделали вывод о том, что в настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-педагогической адаптации, которые позволили бы детям с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в повседневной жизни.
Таким образом, несмотря на значительные успехи в научных медицинских и психологических исследованиях, а также на интересные, обнадеживающие результаты экспериментально-методической работы с использованием некоторых нетрадиционных технологий, государственной системы комплексной помощи детям, страдающим ранним аутизмом, в России не создано.
Информация о ообразовании:
Результаты реализации программы по адаптации детей к условиям детского сада
Прошло некоторое время с тех пор, как ребенок впервые пришел в детский сад. Для подведения итогов адаптационного периода собирается педагогический коллектив группы. Всесторонне обсуждаются настроение, самочувствие, аппетит, сон, заболеваемость, активность ребенка во всех видах деятельности. После о ...
Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия
В.Н. Коэма считает, что среди основных принципов преподавания наглядность занимает одно из важных мест. Наглядность как способ эффективного влияния на аудиторию имеет методический характер, и её можно рассматривать применительно к преподавателю высшей школы. Наглядность усиливает эмоциональное возд ...
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...