Сравнительный анализ опыта применения зарубежных и отечественных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми

Подробно о педагогике » Социально-педагогическая адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма посредством нетрадиционных технологий » Сравнительный анализ опыта применения зарубежных и отечественных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми

Страница 3

Исторически сложилось, что в зарубежной педагогике и психологии особенно большое значение при обучении аутичных детей уделяется их социализации, формированию навыков самостоятельной жизни, разрешению отдельных конкретных задач, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. За рубежом детально разработаны методики обучения социально-бытовым навыкам.

Понятно, однако, что несмотря на дефицит подобных методических разработок для аутичных детей у нас в стране, не представляется возможным их прямой перенос без учета культурных и экономических особенностей российской жизни.

Разработка отечественных методов социально-педагогической адаптации аутичных детей и подростков становится особенно актуальной в современных условиях резких социально-экономических изменений, требующих особой гибкости и практической сноровки даже от «здоровых» детей. Изучение опыта зарубежных специалистов по социализации детей с различными нарушениями развития, и в частности с ранним детским аутизмом, крайне необходимо для построения и развития подобных методик и в России.

Итак, мы сравнили зарубежный и отечественный опыт применения нетрадиционных технологий в работе с аутичным детьми.

Наша гипотеза о том, что в настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-педагогической адаптации, которые позволили бы детям с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в повседневной жизни, подтвердилась.

Итак, в заключении можно сделать следующие выводы.

С клинической точки зрения ранний детский аутизм, аутистический синдром, синдром Каннера (лат. autismus infantum), является одним из наиболее тяжелых нарушений развития. Поведение детей с ранним детским аутизмом отличается безразличием или защитной реакцией по отношению к «нормальным» предложениям контакта, общения; напряженно-боязливой приверженностью к определенным ежедневным порядкам и процедурам; односторонними, самостимулируемыми практическими подходами; недостаточным развитием средств выражения, коммуникации (речи, мимики) и неготовностью к практическим требованиям жизни. Все вышеперечисленное является концентрированным выражением состояния социально-аффективной и познавательной. Представителями нейрофизиологической концепции оно квалифицируется в первую очередь как проявление центральных нарушений процессов обработки раздражителей нервной системы. В противоположность этому, с позиций психологии подсознания, подчеркивается значение неправильного отношения матери к ребенку в раннем детстве как существенной причины возникающих расстройств.

В настоящее время большинством исследователей признается полиэтиологичность раннего детского аутизма, однако никому не удалось определить сущность синдрома.

Среди различных методик работы с аутичными детьми наиболее популярна поведенческая психотерапия, применяемая во многих странах. Ее привлекательность - легко достижимый результат и наглядность обучения таких детей строго определенному набору навыков. Однако столь прагматичный подход на поверку оказывается весьма несовершенным и малоубедительным ввиду невозможности предусмотреть все разнообразие жизненных ситуаций, с которыми неминуемо столкнется ребенок.

На наш взгляд, гораздо важнее развивать способности таких детей к самостоятельному поведению и умению правильно реагировать на постоянно изменяющиеся условия его существования. Один из путей решения этой задачи – «терапия средой», т.е. создание вокруг ребенка с тяжелым психическим заболеванием здоровой, социально-активной среды общения, ориентированной на него и дающей ему возможность построения отношений с внешним миром в наиболее щадящем режиме. Обратная сторона этого процесса – «терапия самой среды», т.е. гуманизация современного общества за счет изменения собственного поведения и формирования цивилизованного, более терпимого отношения к людям с особенностями развития.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Эффективность и результативность работы педагогов дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» являются: творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках прикладного и технического творчества, спортивных соревнованиях ...

Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, ...

Основные пути развития социальной компетентности школьников
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образован ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru