Лекция - визуализация

Страница 1

Развитие отечественной образовательной системы, её гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция визуализация, лекция – пресс-конференция.

Лекция – визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счёт работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при её визуализации.

Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом воспринимаются.” По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

Понятие “визуализация” значительно шире понятия “наглядность” и включает самые разнообразные способы создания образа воспринимаемого предмета или явления органами чувств. Ее результатом является не механическое копирование действительности ребенком, а конструирование перерабатываемого сознанием блока информации, получившей индивидуальную окраску.

Визуализация в обучении может выполнять разнообразные функции, способствуя решению определенных дидактических и воспитательных задач и развитию личности в целом. Она является основой развития абстрактного мышления, без которой невозможно дальнейшее перспективное развитие учебных способностей, а тем более их перерастание в творческие способности.

Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой – как средство выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе.

Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или её части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, плёнки, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводиться к сводному, развёрнутому комментированию подготовленных материалов, которые должны:

обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

усвоение новой информации;

создание и разрешение проблемных ситуаций; демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

изобразительные (слайды, рисунки, фото);

символические (схемы, таблицы).

От того, как лектор «начитает» текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

понимали информацию;

она вызывала бы у них интерес;

чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию – и не механически, а осмысленно;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных занятиях
Прежде чем определить задачи работы по развитию слуха детей, следует подчеркнуть большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие - даже ...

Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник
При разработке методики формирующего эксперимента учитывалось, что для полноценного развития координации движения руки должны быть интегрированы вместе различные факторы, влияющие на данный вид моторики. Кроме того, мы ставили целью общее развитие детей, поэтому большое внимание изначально уделялос ...

Характеристика воспитательной работы в подразделении
Личность человека, как правило, очень сложна. Почти каждый из нас испытывает противоречие между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворить. Появляющееся при этом «рассогласование» побуждает активно пополнять свои знания, расширять и приобретать опыт, усваивать нормы и правил ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru