- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования.
«Профильное обучение позволит за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При введении профильного обучения существенно расширяют возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, при этом обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования».
Выявление средств профессиональной ориентации, которые могут быть адаптированы к задачам профильной ориентации, по-новому ставит задачу сотрудничества представителей служб занятости, психологов, педагогов, руководителей школы и работников органов управления образования, причем не столько формального сотрудничества, а появления их самоорганизующегося сообщества. Особую актуальность приобретает взаимодействие всех вышеперечисленных специалистов с родителями учащиеся предпрофильных классов, поскольку именно их влияние на ориентацию учащиеся окажется одним из наиболее важных факторов, как позитивного характера, так и фактора, ограничивающего принятие школьником личной ответственности за содержание своего образования.
Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями после школьного образования;
- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении.
Подготовку учащихся к ситуациям выбора профиля обучения можно разделить на следующие условные этапы:
- пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) – выявление образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных общеобразовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9 классах) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. На каждом этапе используются соответствующие содержанию формы и методы.
На пропедевтическом этапе профильной ориентации в ходе презентаций «образовательной карты» территории осуществляется общее знакомство учащихся с типами учреждений профессионального образованию, включающее следующие информационные блоки:
- характеристика уровней и перспектив профессионального образования;
- ограничения и риски, связанные с приобретением профессионального образования в учреждениях профессионального образования различного типа и уровня;
- демонстрация примеров конкретных учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда данного региона;
- знакомство с наиболее «яркими» или «типичными» биографическими примерами, свидетельствующими о путях достижения профессионального успеха бывших выпускников школ данного региона.
Информация о ообразовании:
Проблема формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе
жизни в психолого-педагогической литературе
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как "жизнь" и "смерть", в далёкой древности сформировалось и понятие "здоровье". Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек. На образование, ...
Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Последствиями слепоты являются: • ограниченность двигательной сферы; • неполнота содержани ...
Анализ изучения медико-педагогической документации
При изучении анамнестических данных меня интересовало несколько разделов: характер беременности, течение родов, перенесенные заболевания, раннее моторное и речевое развитие. Заинтересованность в раннем моторном развитии обусловлена тем, что оно идет параллельно становлению речи и определяет ее даль ...