Первая природоведческая литература для детей

Страница 1

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно−художественных и художественных произведений, посвященных природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из народных сказок.

Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является календарный детский фольклор. Это так называемые заклички –обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам; к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам. Песенные заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе.

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овес,

На девичью гречу,

На маличье просо.

Повсеместно используется в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Нет ни одного дня в дошкольном учреждении, который не прошел бы без загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мысленные операции важны не только сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

«Бела, как снег, черна, как уголь, зелена, как лук, вертится как бес и дорога в лес»(сорока)

«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» (речка).

Действительность представлена в загадках в изменениях, смене состояний:

«На дворе горой, а в избе – водой» (снег)

«В шубе летом, а зимой раздетый» (лес).

Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют у ребенка и лирические песни, посвященные природе. («Весна, весна, красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так же часто используются в работе с дошкольниками в ходе ознакомления их с природой. Сказка учит ребенка распознавать, где вымысел, а где правда. («Лиса и волк», Курочка-ряба», «Колобок», «Зимовье зверей» и многие другие.)

Великий русский педагог Ушинский К. Д. − основоположник русской педагогической науки видел огромную роль в устном народном творчестве, в основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания. Большинство произведений устного народного творчества К.Д. Ушинский включал в свои книги. Педагог большое значение уделял «естественной истории» и писал: «По моему убеждению, логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». «Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. Основные труды великого педагога и писателя: «Человек, как предмет воспитания», учебные книги «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово» В своих книгах К.Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе «Лиса Патрикеевна» дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору, «любимые» кушания. А рассказ «Как рубашка в поле выросла» можно назвать краткой энциклопедией, в которой описан весь путь льна от зернышка до рубахи. Хорошо известны так же его рассказы: «Бишка», «Васька», «Гадюка», «Плутишка-кот», «Орел», «Петух да собачка», «Орел и ворона», «Лиса и козел», «Ученый медведь», «Жалобы зайки», «Ласточка», «Дятел», «Кукушечка», «История одной яблоньки», «Утренние лучи», «Курица и утята», «Капустная бабочка»,«Гуси и журавли», «Не ладно скроен, да крепко сшит».

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с синдромом раннего детского аутизма
«Аутизм (от латинского слова authos — сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом». Аутизм – это психическое расстройство, характеризующееся выраженным де ...

Использование на уроках трудового обучения по профилю «Цветоводство», элементов проектной деятельности, вовлечение учащихся с разными уровнями подготовки в коллективную работу
Работая педагогом трудовой деятельности по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» в коррекционной школе, где очень много проблемных детей, не только с умственной отсталостью, но и девиантным поведением. Создавать мотивацию для них очень трудно, но возможно. Так для учащихся 7-8 классов, ...

Музыкальное сопровождение
Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора - пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музы кант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru