Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л.Н. Толстой. Как и К.Д. Ушинский, Лев Николаевич большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою «Азбуку» он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни.
Одной из задач «Новой азбуки»(1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.
Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», они помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. «В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью.
Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы…»
«Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила» (Л.Н. Толстой) .
Явления природы писатель изображает поэтически («Какая бывает роса на траве», «Отчего в морозы трещат деревья», «Тепло», «Сырость», «Пришла весна»). Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных – «Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька», «Пожарные собаки», «У Розки были щенки», «Хотела галка пить» и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.
Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер («Филипок», «Акула», «Корова» и др.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой не только увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.
Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество детям, среди их художественных произведений известно немало посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.
Информация о ообразовании:
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного
возраста
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую мат ...
Восприятие как основа развития музыкальности ребенка
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Требования гуманизации образования, выдвинутые психологами, педагогами предполагают большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения ...
Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации
детей с синдромом раннего детского аутизма в отечественной практике
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в повседневной жизни. Из отечественных подходов к коррекции аутизма наиболее известна предложенная К.С. ...