Содержание и основные элементы российской системы образования

Страница 2

2. Согласно ст. 8 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Основными задачами ВУЗа являются: 1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; 2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; 3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации и др.

В РФ устанавливаются следующие виды ВУЗов:

Университет - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; являющееся ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; являющееся ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведущее фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

ВУЗ создается, реорганизуется учредителями в заявительном порядке, регистрируется в соответствии с законодательством РФ.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория), право выдачи документов государственного образца об образовании, устанавливаются при государственной аккредитации, по результатам аттестации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) после проведения экспертизы, в ней фиксируются контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, срок действия.

Прием в высшее учебное заведение проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, обеспечивающих зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени.

Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным органом управления высшим профессиональным образованием. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные ВУЗы принимаются определённые категории граждан.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре может осуществляться в очной (не больше трёх лет) или в заочной (не больше четырех лет) формах. В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане РФ, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Непосредственное управление осуществляет ректор. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или попечительский совет, формируемый учредителем.

За ВУЗом в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, иное имущество потребительского, социального, культурного назначения. ВУЗу принадлежит право собственности на денежные средства, имущество, объекты собственности, переданные физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности ВУЗа, на доходы от собственной деятельности.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи
А.Н. Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия . Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфоло ...

Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе
В настоящее время появились различные учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и.т.д.), в организации работы которых реализуется внешняя дифференциация. В таких образовательных учреждениях создаются более благоприятные, чем в обычных школах условия для учета учебных возможностей шко ...

Теоретические подходы к анализу природы человеческих способностей
Делая попытку объективно рассмотреть влияние личности учителя на творческие способности детей, вероятно, следует первоначально уделить внимание отдельным частям общей концепции вопроса. В данном случае необходимо подойти к рассмотрению понятия способностей, а, главное, творческих способностей, личн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru