Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов.
Чернявская А. П. выделяет 4 правила, выполнение которых способствует созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы:
1. Отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
2. Совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления трудностей и достижения цели;
3. Должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
4. Необходим стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.
У специалиста, включившегося в такой творческий процесс, возникает и развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, направленную на изучение данной проблемы, мы проделали следующую работу:
Выделили определение понятия «индивидуальный стильпедагогической деятельности». Это система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.
Выявили четыре подструктуры личности (биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность), лежащие в основе формирования индивидуального стиля деятельности.
Рассмотрели существующие классификации индивидуальных стилей педагогической деятельности:
- По мнению И. Ф. Демидовой выделяются эмоционально- импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе- импровизационный, Рассуждающе-методичный стили педагогической деятельности.
- По мнению А. К. Марковой выделяются авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили.
Установили, что при формировании индивидуального стиля деятельности учителя используют опыт других педагогов, творчески разрабатывая его и включая в систему работы с учетом педагогической индивидуальности.
Вопрос о том, способствует ли использование чужого опыта при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности достижению успеха в работе педагога, рассматривается в следующей главе.
Информация о ообразовании:
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Классификации клинических форм дизартрии
По степени выраженности: анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность стертая дизартрия - все си ...
Цель, задачи, методы и организация исследования подготовки членов юниорской
сборной по биатлону Республики Беларусь в подготовительном периоде
Тренировочный процесс членов юниорской сборной по биатлону Республики Беларусь в настоящее время приобретает характер научно-практического поиска , требуя научно- обоснованного подхода в планировании спортивной подготовки и ее реального выполнения. В связи с этим изучение методики подготовки биатло ...