Помимо мер административного характера, существенную пользу в профилактике вредных привычек у подростков могут дать тематические уроки (таблица 7). Важно, чтобы эти уроки проводили систематически, в каждом классе, на протяжении всего периода обучения. При этом подросткам должна сообщаться только объективная и проверенная информация. Ни в коем случае нельзя запугивать. Информация типа "Наркотики яд, от них умирают" будет игнорироваться, т.к в классе всегда может найтись ученик, который скажет: "Я (мой друг) употреблял наркотики и не умер".
Таблица 7. Занятия профилактике вредных привычек у подростков
Предмет |
Содержание занятия |
Биология |
Влияние курения, алкоголя и ПАВ на органы и системы человека (по мере рассмотрения тех или иных органов или систем) |
Алкалоиды в природе и их воздействие на человека | |
Спорынья и ее воздействие на организм человека | |
Грибы, влияющие на деятельность ЦНС | |
ЦНС. Ее роль в формировании личности человека. Отрицательное влияние никотина, алкоголя и ПАВ на ЦНС | |
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья | |
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер и их влияние на профилактику вредных привычек | |
Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста с точки зрения возможностей формирования и профилактики вредных привычек | |
География |
Произрастание растений, из которых добывают ПАВ. При этом можно затронуть вопросы воздействия ПАВ на организм |
Обществоведение |
Конституция РФ |
Права и обязанности ребенка | |
Законодательство РФ о незаконном обороте наркотиков | |
Законодательство РФ о продаже табачных и алкогольных изделий несовершеннолетним | |
Опасность зависимости от алкоголя и употребления ПАВ для человека и общества | |
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы | |
Социальная значимость здорового образа жизни | |
Человек и его ближайшее окружение. Формальные и неформальные группы. Большие и малые социальные группы. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | |
ИЗО |
Рисунок "Мир в дыму", "пьянству - бой" и т.д. |
Иностранный язык |
Чтение и пересказ текста на тему вредных привычек, их отрицательного воздействия на организм человека |
История |
Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе |
Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в обществе в разные эпохи | |
Классный час |
Проведение тематических бесед, деловых игр и т.д. |
Отклоняющееся поведение. | |
Литература |
Разбор на примере классических произведений последствий негативного воздействия никотина, алкоголя и ПАВ на организм человека (М. Горький "На дне", М. Булгаков "Записки морфиниста" и т.д.) |
ОБЖ, классный час |
Действия при острых отравлениях никотином, алкоголем или ПАВ |
ОБЖ |
Вредные привычки и их профилактика |
Обществознание |
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Мировоззрение. Самопознание. Их роль в профилактике вредных привычек |
Русский язык |
Сочинение, диктант ли изложение на тему вредных привычек |
Физическая культура |
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек |
Химия |
Химическое строение этилового спирта, никотина. Их воздействие на организм человека |
Биология |
Лекарственные препараты. Строение, воздействие на организм, побочные эффекты |
Физическая культура |
Беседы, упражнения |
Информация о ообразовании:
Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
Существует множество определений способностей. Так Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л.Г. Ковалева, под сп ...
Организация школы
1. Организация себя – это прежде всего самоорганизация и понимание происходящих процессов и самоопределение относительно них (например: можно пытаться разобраться в содержании Школы, выделяя главным образовательный процесс или спать в комнате, выделяя наиболее значимым какой-то другой процесс). 2. ...
Принципы моделирования профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в дошкольном учреждении
Как отмечают И.А. Зимняя, профессиональная компетентность учителя-предметника имеет принципиальную структуру. Мы приводили модульное представление профессиональной компетентности учителя по А.К.Марковой (см. таблицу 2, стр.26). Оно содержит характеристики личности специалиста, профессиональной хара ...