В процессе игры сформировать ценностные позиции в отношении собственного здоровья, навыки.
Цель практического раздела:
Формировать навыки и установки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.
Формы и приемы работы:
Наглядность
Игра
Групповая работа
Диалог
Беседы
Эффективность реализации программы достигается путем:
Участия большого количества подростков в профилактических мероприятиях
Развития у подростков навыков формирования здорового образа жизни,
Формирования навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе.
В разработанную нами программу, направленную на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы:
рациональный режим учебы и отдыха;
оптимальная и систематическая физическая активность;
эффективное, научно обоснованное закаливание;
нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;
комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;
вред и польза самолечения;
пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;
формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа;
обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в деятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде необходимости закаливания - эффективного средства профилактики простудных заболеваний.
Для обучения подростков принципам формирования здорового образа жизни, необходимо тесное взаимодействие управления системы образования, администрации школы, педагогического коллектива, службы здравоохранения и родителей (таблица 4). Только в этом случае подобные программы могут быть эффективны.
Таблица 4. Основные направления работы системы образования и ее уровни при формировании здорового образа жизни школьников
|
Наименование мероприятий | |
|
Управление образования |
разработка учебных программ и пособий по теме репродуктивного здоровья сертификация учебных и программ, направленных на формирование здорового образа жизни школьников |
|
Администрация школы |
выбор образовательных, психологических и др. программ в области репродуктивного здоровья для реализации в школе |
|
Педагогический коллектив |
проведение тематических занятий проведение тематических родительских собраний |
|
Медицинские работники |
проведение индивидуальных бесед по теме репродуктивного здоровья |
|
Родители |
при согласии родителей - проведение лекций и занятий на тему репродуктивного здоровья |
Основной задачей при обучении подростков рациональному питанию является формирование у них правильных пищевых привычек, помимо этого важным является просвещение подростков относительно того, как те или иные продукты питания могут оказать влияние на здоровье человека.
В рамках обучения подростков основам рационального питания может быть эффективно проведение специальных тематических уроков по разным предметам (таблица 5). Приводимые в таблице темы являются примерными и могут изменяться в зависимости от нагрузки и особенностей программы. Важно лишь то, что практически в рамках каждого предмета могут быть даны сведения о рациональном питании. Такой междпредметный подход может позволить более эффективно развивать у подростков навыки рационального питания. Темы для проведения занятий по рациональному питанию представлены в приложении Г.
Таблица 5. Тематические уроки по рациональному питанию
|
Предмет |
Содержание занятия |
|
Биология |
Основные компоненты пищи, их значение. |
|
Физиология пищеварения, значение рационального питания для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта | |
|
Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта. | |
|
Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма человека. | |
|
География |
Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения рационального питания |
|
ИЗО |
Рисунок "Мое меню" |
|
Иностранный язык |
Чтение, пересказ текста по рациональному питанию или проблемам со здоровьем, вызванным нерациональным питанием |
|
История |
Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены |
|
Классный час |
Обсуждение вопросов рационального питания |
|
Материальные технологии, классный час |
Обучение приготовлению блюд вкусной и здоровой пищи |
|
Классный час |
Питание в прошлом с позиций рационального питания. Основой может послужить, например, произведение А. Гиляровского "Москва и москвичи" |
|
Литература |
Обсуждение меню персонажей литературного произведения (А. Пушкин "Евгений Онегин", А. Толстой "Война и мир", Н. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" и т.д.) |
|
ОБЖ |
Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья |
|
Обществознание, |
Обсуждения проблемы питания в обществе |
|
классный час |
Ролевая игра "Суд над фаст-фудом" |
|
Русский язык |
Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием |
|
Физика |
Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний. |
|
Химия |
Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье. |
|
Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма | |
|
Черчение, информатика |
Чертеж пирамиды рационального питания |
|
Физическая культура |
Беседы, упражнение |
Информация о ообразовании:
"Весёлые картинки" Т.В. Розановой
Цель: Изучение образной памяти на основе слуховых и зрительных ориентиров. Оборудование: Набор слов, достаточно хорошо знакомый детям. Сначала ребёнку предъявляется для воспроизведения 2 слова, затем – от 3 до 7 слов (всего 27) при одновременном сопровождении их картинками : 1) лампа, санки; 2) кни ...
Методические рекомендации по разработке и организации семинарского занятия
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях). Не тол ...
Исследовательский метод обучения
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Она помогает выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлени ...