Условия эффективности метода проектов

Страница 1

Развитие образования в направлении повышения качества образовательного процесса накладывает свои требования на все его многочисленные компоненты: средства и методы обучения и воспитания, цели и содержание образования и др. Именно поэтому становится актуальным вопрос условий эффективного использования тех или иных методов или средств образования, так как знание и создание таких условий позволяет качественно изменить процесс обучения, реализовать потенциал педагогических технологий в полной мере.

Изучение условий эффективности метода проектов остается до некоторой степени открытым вопросом, прежде всего, по причине недостаточно широкого масштаба внедрения метода в педагогическую практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его как целостную систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так или иначе обращаются к вопросу факторов и условий эффективного применения метода. Однако это обращение носит несистематический характер и по большей части не дает возможности выделить комплекс таких условий, характеризуя только отдельные стороны использования метода проектов.

В данном исследовании мы попытались рассмотреть указанный метод с различных позиций, таким образом, обобщая условия эффективности, и представить полученные данные в некоторой взаимосвязи, отражая подход к методу проектов как к целостной системе различных компонентов.

Опираясь на анализ информации, полученной в ходе бесед с педагогами, мы решили, прежде всего, обратиться к такой важной составляющей реализации метода проектов в учебном процессе, как роль учителя в проектной деятельности, его цели задачи и характер педагогического общения.

Как утверждают преподаватели, роль педагога чрезвычайно важна именно на начальном – подготовительном этапе. Так как можно проследить пропорциональную связь между работой, проделанной педагогом, в отношении анализа особенностей коллектива, выработке модели поведения в течение проекта в соответствии с этими особенностями, а также в отношении создания творческой, непринужденной атмосферы и мотивацией учеников на работу в проекте, их нацеленностью на успех и желанием применять полученные знания.

Деятельность учителя на подготовительном этапе также очень важна в плане разработки широкого спектра тем, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Возможно, самостоятельного выбора темы проекта играет огромную роль в развитии социальной компетентности, так как непосредственно развивает основные психологические качества личности: ответственность, самостоятельное принятие решений в условии неопределенности; и помимо этого – умение анализировать ситуацию и вырабатывать наиболее выгодную программу действий в процессе обучения, в соответствии со своими потребностями и особенностями. Помимо этого ситуация выбора темы является, по мнению педагогов, очень важной с точки зрения выявления интересов учеников, направленности и характерных особенностей их социальной активности. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.

Далее опрошенные педагоги отмечают значение грамотной работы педагога на организационном этапе, когда происходит разработка плана будущей деятельности, выбор методов работы, организация групп, распределение ролей и др. При высоком уровне развития коллектива и в целом высокого уровня самостоятельности учеников, педагог должен постараться предоставить им максимальную степень свободы, предоставляя посильную помощь и выполняя консультативную роль. Если же в коллективе существуют проблемы внутренних взаимоотношений, а самостоятельная активность недостаточно развита, педагогу следует выбрать пуль открытой координации, самостоятельно разделяя учеников на группы и четко указывая рамки этапов работы над проектом. Однако в этом случае следует соблюдать особую осторожность, учитывая личностные взаимоотношения в коллективе, дабы не спровоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Вопрос выбора корректного способа формирования групп учеников при работе над проектом представляется нам особенно важным с позиции выявления условий эффективности метода проектов как способа развития социальной компетентности. Так как групповая работа, как уже было сказано выше, определяет развитие умения общаться, выстраивать взаимоотношения, формирует толерантность и уважение, а также дает ученикам возможность играть различные социальные роли в ходе проектной деятельности.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Эффективность и результативность работы педагогов дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» являются: творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках прикладного и технического творчества, спортивных соревнованиях ...

Методика работы социального педагога с родителями
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи б ...

Теоретические основы понятия "музейная педагогика" и его составляющих
Словосочетание "музейная педагогика", которое сегодня прочно вошло в повседневную жизнь, без преувеличения, всех российских музеев, еще в начале 1990-х гг. звучало непривычно не только для обывателей, но даже для музееведов. За прошедшие семнадцать лет ситуация резко изменилась. Сегодня, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru