Программа логопедического воздействия по преодолению аграмматизмов в специальной школе VIII вида

Страница 3

Окончания в именах существительных.

Согласование глагола с именем существительным в роде и числе.

1. Закончи предложение по образцу: Дождь идет. Дожди идут.

Метели метут. Метель метет.

Яблоко зреет. Ветры дуют.

Роса освежает. Липы цветут.

Белка прыгает. Жуки ползут.

Птица щебечет. Кузнечики стрекочут.

2. Замени два предложения одним, состоящим из двух слов (использовать обобщающие слова).

а) Образец: Ландыш цветет.

Фиалка цветет ------------- Цветы цветут.

Береза гнется. Земляника зреет. Грач улетел.

Верба гнется. Черника зреет. Скворец улетел.

б) Лена надевает платье.

Соня надевает платье. ---------Девочки надевают платья.

Катя расчесывает волосы. Коля надевает ботинки.

Рита расчесывает волосы. Митя надевает сапожки.

3. Послушай предложения, вставь пропущенные слова, используя слова для справок.

Вчера ……солнышко. Всю неделю ……дождь. Ночью на небе ….луна. Рита по тропинке. Коля на огонь . … холодные ветры. Долго не было дождя. Трава …., дерево …, листья… . Последняя ласточка … . Журавли ….

Слова для справок: улетели, улетела, светило, лил, дули, светила, шла, дул, пожелтела, пожелтели, пожелтело.

4. Состав предложения со словами, обозначающими действие предмета.

Пахла, пах, пахло, пахли; стоял, стояла, стояло, стояли; болел, болело, болели; раздавался, раздавались, раздавалось, раздавались; переливался, переливалось, переливалась, переливались.

5. Закончи предложение, добавив недостающие слова. Перескажи текст как запомнил.

а) Набежало … . Скрылось… . Поднялся…… .Подул… Потемнел…. . Полил…. .Загремел… Сверкнула …. .

Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде и числе.

1. Рассмотри картинки, ответь на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

Картинки: мяч, шкаф, чашка, ваза, ножницы, зеркало.

План: размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.

Картинки: помидор, свекла, яблоко, дыня, лук, слива.

План: форма, цвет, какой предмет на ощупь, какой предмет на вкус.

2. Послушай предложения. Составь загадки по образцу.

Образец: Рыжая, хитрая, умная. Кто это?

Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Олень серый, рогатый, красивый. Река глубокая, широкая, полноводная. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Дорога проселочная, ухабистая, пыльная.

3. Закончи предложения, подбирая по смыслу слова – признаки. Вспомни слова – признаки предыдущего задания.

Образец: Лиса – зверь хитрый , умный.

Белка - … Олень - … Река - … Солнце - … Дорога - ….

4. Найди в стихотворении слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? и т.д.

Зимой в лесу.

Ели надели белые шапки.

Спрятали в варежках колкие лапки…

Скачет под елкой белый зайчишка,

Белый зайчишка в легком пальтишке.

Ни рукавиц у зайчишки, ни шапки,

Греют его только быстрые лапки.

(И. Пивоварова)

5. Послушай два рассказа про березу. Сравни их. Какой рассказ понравился больше? Почему?

Береза.

Из древесины березы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе березы растет гриб. Из этого гриба делают лекарство.

Береза.

Красивое и полезное дерево береза. Из ее древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, легкая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом стволе березы растет березовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Важнейшее условие полноценного формирования личности
Если просмотреть последние норма­тивные документы, многочисленные пе­риодические издания, нетрудно заметить основную мысль: гуманизация как прин­цип перестройки предполагает ориента­цию не только на признание ценностности человека как личности, но и создание реальных условий для расцвета ее ду­ховн ...

Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
Формирование толерантности должно начинаться с первых классов школы, так как в настоящее время для многих детей школа становится первым местом, где они могут и должны быть членами стабильного коллектива сверстников. Об этом говорил президент Европейского еврейского конгресса, сопредседатель Европей ...

Формирование и развитие творческих способностей
В.С. Ротенберг размышляя о творческих способностях человека, отмечает, что «ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет и тогда совсем необязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество». Как ос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru