Современная психология, рассматривая проблемы письма как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали: А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. Нарушения письменной речи у школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и другие. Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушения письма. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей с нарушением интеллекта.
Речевые нарушения данной категории детей носят системный характер, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй речи. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.
Оценивая значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы различать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки фонемы, отграничивая ее тем самым от других. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма.
Развитие образовательных систем на современном этапе характеризуется повышенным вниманием к проблемам нарушения письменной речи, что обусловлено возросшей педагогической и социальной значимостью задачи успешности обучения школьников.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей формирования письменной речи у умственно отсталых школьников, а также на создание методических приемов по коррекции аграмматизмов в письменной речи детей.
Констатирующая часть исследования, в которой проводилось изучение состояния письменной речи у умственно отсталых школьников, позволила выявить недостаточно развитую письменную речь у данной категории детей.
Анализ и сравнение грамматических средств у умственно отсталых школьников позволили нам сделать вывод, что у части детей группы были отмечены некоторые своеобразные черты и особенности овладения грамматическим строем речи. Они проявлялись в неправильном согласовании существительных с прилагательными, глаголами, числительными, одновременно у них были обнаружены ошибки и в использовании падежных и предложно-падежных форм существительных, употреблении простых и сложных предлогов.
Данные обследования показали, что дети после проведения коррекционной работы значительно лучше справились со всеми заданиями. Следовательно, предложенная коррекционная программа является эффективной.
Полученные экспериментальные данные позволили сформулировать следующие выводы:
1. На основе анализа литературных источников и собственных наблюдений определены особенности письменной речи у умственно отсталых детей.
Информация о ообразовании:
Содержание и основные элементы российской системы образования
По мнению Аванесова В., реформы образования должны начинаться с его содержания, которое может проявиться по-настоящему как результат совместных и сбалансированных усилий отдельных специалистов, общественных ассоциаций и государственных органов управления образованием. В Российской Федерации устанав ...
Результаты обследования звукопроизношения
Анализ состояния звукопроизношения. Качество звукопроизношения оценивалось по следующей шкале: 3 – произношение звуков правильное; 2 – страдает произношение 1 – 3 звуков; 1 – страдает произношение свыше 3 звуков, либо звук отсутствует. Таблица №5 Оценка нарушений звукопроизношения у детей с легкой ...
Преимущества использования мультимедиа в проведении лекции
Поступив в ВУЗ, бывший ученик сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса. По сравнению со средней школой меняется форма преподавания. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учёбы в ВУЗе, устраняющее ощ ...