Теоретические основы применение наглядности

Страница 1

Сделать процесс обучения наглядным (следовательно и понятным) значит подвести неизвестное под известное.

Глядя на яблоко, мы идентифицируем его форму (близкую к сфере), объем (в диаметре приблизительно 6-8 см), цвет (красно-зеленый), твердость (чувствуется на ощупь), то есть сложный объект разложили на ряд чувственных элементов, дали им количественную характеристику и синтезируя полученную информацию, узнали все о яблоке, которое мы видим перед собой.

Понятно, что с накоплением опыта и повышением уровня умственного развития человека, оперативно-алфавитные единицы обследования окружающей действительности (эталоны) становятся сложнее и потому наглядный в этом случае такой, который можно будет возвести к совокупности уже других, более сложных элементов. Таким образом, понятие "наглядный" имеет относительный характер, поскольку в изучении того или другого объекта ученик может пользоваться элементами разной степени сложности.

Наглядность в учебе, как утверждала классика педагогики, заключается в том, что предметы, которые изучаются, нужно представлять наблюдению учеников, учить за самими предметами, а не за книгами об этих предметах.

Понятно, что при истинной, наглядной учебе, то есть когда оно происходит на основе изучения реального предмета, ученик сам или совместно с учителем формулирует вопрос будто к предмету, потому что только предмет может дать ответ на этот вопрос, к тому же, таких вопросов, как правило, не одно. Но известно, что каждый предмет выявляет свои свойства только во взаимодействии с другими предметами. Поэтому ученик реально включает во взаимодействие с другими объект изучения и, получая ответы на поставленные вопросы, синтезирует их и создает представление о данном объекте.

В ходе такого взаимодействия, движения, механического и умственного действия, ученик видит предмет в прямом и переносном значениях из разных точек зрения, в динамике, перемешивает, изменяет его положение в пространстве, двигается сам и так далее Потому учеба при участии реальных предметов изучения не только богатое с точки зрения полученной информации, но и богаче на чувство, эмоции, на ощущение времени и пространства .

Во время использования рисунков, схем, изображений нельзя обеспечить динамику восприятия, взаимодействие субъекта с объектом изучения, и потому за богатством полученной информации, эмоций, чувств такая учеба значительно беднее.

Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, прикосновение, вкус. С их помощью ученик воспринимает и познает реальный физический мир, мир природы. Учитель, который поставил своей целью личностное развитие, видит свое задание не столько в том, чтобы дать ученикам знания о том, как работают их органы чувств, сколько в том, чтобы развивать у них осознанное обладание этими естественными средствами познания, научить чувственного восприятия физических объектов и явлений.

Например, обоняние. Масса всевозможных запахов сопровождает детей на уроках, улице, доме. Запахи не менее важное средство образования, чем параграфы учебника. Учитель учит детей задумываться над тем, почему тела пахнут, зачем нам чувство запаха, почему, скажем, так приятный запах спелого яблока и нестерпимый запах гнилого. Запахи одеколона или эфира, что чувствуются во время демонстраций опытов, помогают понять не только явление диффузии, но и содержание самого обоняния. Постепенно ученики начинают осознавать, что природа мудрено сделала, дав нам такой канал связи с собой, как обоняние: он не просто помогает нам жить, он обеспечивает само существование человека.

Прикосновение. Знаменитое "Руками не трогать"! - не что другое, как запрещение на естественное познание и развитие человека. Дайте ученикам на уроке что-либо для изучения руками : канцелярскую скрепку, кусочек бумаги, спичку или другой простой предмет. Фиксируя получаемые в этом случае ощущения, ученики не только задумываются о сущностях окружающих предметов, но и развивают в себе навыки прикосновения. Например, на уроке природоведения, положив на ладонь магнит, ученик чувствует его вес. Возвышен сверху другой магнит "облегчает" первый. Возникают вопросы: какая сила больше - гравитационная или магнитная? От чего зависят эти силы? Какая их природа? Ученики мыслят, спорят, выдвигают свои предположения .

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста
Вопрос о развитии памяти в онтогенезе породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Ни по одной теме в психологи ...

Методика обучения основам математики посредством дидактических игр и задач для дошкольников
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно, а во ...

Варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы
В этой части раскроем задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы. Младшая группа. Основными задачами на этом возрастном этапе являются: ♦ побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru