Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

Подробно о педагогике » Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

Обучение - двусторонний процесс. Оно включает преподавание - деятельность учителя, который руководит процессами восприятия, понимания и запоминания учениками учебного материала, и обучения - деятельность учеников, которые воспринимают учебный материал, осмысливают и запоминают его, учатся применять приобретенные знания на практике.

Об этом свидетельствуют такие государственные документы, как Национальная доктрина развития образования и Концепция общего среднего образования. Учет основных положений данных документов требует организации учебного процесса в школе на основе учета комплекса психолого-педагогических факторов организации усвоения знаний.

Приобретение учениками знаний, умений и навыков может обеспечиваться при минимальном участии педагогов. Но «без активной деятельности самих учеников процесс усвоения учебного материала невозможен». Чтобы приобрести знания, умения и навыки, ученики «должны приложить определенные волевые усилия, настойчивость, иметь желание учиться». Однако предпосылкой активной познавательной деятельности младших школьников является восприятие учебного материала, которое в начальной школе нуждается в специальных условиях и организации.

Восприятие и осознание учениками учебного материала должно опираться на имеющиеся в их памяти представления, на их чувственный опыт или опорные знания, которыми они завладели раньше или во время изучения родственных предметов. Однако в этом опыте могут быть представления поверхностные и невыразительные, нечеткие и неточные, неправильные и искаженные. Опорой же для усвоения новых знаний могут быть только выразительные, четкие и правильные представления. Поэтому для успешной учебы в школе важное значение имеет формирования у детей конкретных образов, представлений об окружающем мире, чувственного (сенсорного) опыта (sensos -- чувство, сенсорный опыт-- чувственный опыт, который состоит из разных представлений памяти).

Важное значение в начальной учебе школьников имеет обеспечение следующей и последовательности процесса усвоения знаний - от чувственного осмысления к понятийному обобщению и использованию в системе практической деятельности. Однако опыт показывает, что при соблюдении других составляющих процесса усвоения знаний в современной массовой школе не учитывается один из его этапов - обеспечение первичного восприятия учебной информации. Этот этап учителя считают необязательным и уделяют ему чрезвычайно мало внимания. Невзирая на то, что необходимость первичного восприятия обосновывается такими особенностями детей, как образность, конкретность и эмоциональность восприятия.

Проблему привлечения как можно большего количества органов чувств для усвоения учебного материала в процессе восприятия наглядности развивали все ведущие педагоги прошлого.

К.Д. Ушинский - основоположник наглядной обучения в отечественной педагогике - писал: «Педагог, который желает что-либо крепко отметить в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, ощущение мышечных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус участвовали в акте запоминания». Отсюда выплывает, что этап организации первичного восприятия учебного материала, предопределенный в начальной школе психическими особенностями учеников и комплексом учебный воспитательных заданий на уроке, при его адекватном приложении обеспечивает активизацию разных органов чувств и, соответственно, закрепления выучиваемого в памяти и его лучшее усвоение.

Формирование сенсорного опыта происходит еще в дошкольном возрасте. Оно может быть организованным, целеустремленным в условиях воспитания в дошкольных заведениях и неорганизованным, стихийным в условиях домашнего воспитания. Но во всех случаях стоит, чтобы «этот опыт формировался на основе доступной детям игровой, практической, учебной деятельности и наблюдения за объектами во время этой деятельности».

В школе уже из начальных классов намного расширяются возможности для организованного формирования у детей сенсорного опыта. Самыми главными аспектами его есть наблюдение наглядных объектов в естественном окружении, в школьном углу живой природы, рассматривания натуральных объектов на уроке как раздающего материала, работа на школьных учебно-опытных участках, рассматривание реальных изображений объектов, кинофильмов и тому подобное.

Проблема организации и психолого-педагогического обеспечения наглядной учебы как компонента адекватного осмысления и эффективного усвоения знаний издавна является важным аспектом педагогических, психологических и методических исследований. В разные времена и с разной мерой объективности эту проблему рассматривали К.Д. Ушинский, И. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги.

Известно, что первые впечатления от воспринятых объектов и первичные воссоздания сведений о них глубоко чеканятся в памяти, потому так важно не допустить создания в сознании детей ошибочных ассоциаций, которые потом очень трудно исправить.

Принимая во внимание аспектность и отсутствие системного подхода в исследовании данной проблемы, а также важную роль использования наглядности в усвоении знаний учениками начальных классов, темой нашего исследования являются "Особенности использования наглядности в начальной школе".

Объектом исследования является процесс использования наглядности в начальной школе, а предметом исследования - дидактичные условия использования наглядности на уроках в начальной школе.

Цель исследования - выделить и экспериментально проверить дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе.

В соответствии с поставленной целью определенные задания исследования :

1. Раскрыть сущность понятия наглядности в начальной школе.

2. Выделить дидактичные условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на уроках в начальной школе.

3. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в массовом педагогическом опыте.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системного подхода относительно обеспечения дидактичных условий использования наглядности в процессе


Информация о ообразовании:

Классификации клинических форм дизартрии
По степени выраженности: анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность стертая дизартрия - все си ...

Этапы развития художественно-творческих способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных ...

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, кото ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru