Психолого-педагогические концепции

Страница 1

Психолого-педагогическая наука доказала, что овладение общественно-историческим опытом предусматривает возобновление и формирование тех функций и способностей, с которыми связано его накопление. С восстановлением этих функций и способностей в процессе усвоения опыта, очевидно, и связано становление оперативных единиц восприятия и их эталонно-алфавитный характер. К эталонам могут принадлежать, например, система музыкальных звуков, фонемы языка, цвета спектра, геометрические формы и другие свойства, качества, признаки предмета и сами предметы. Эти системы чувственных качеств усваиваются детьми и используются ими как эталоны во время обследования свойств предметов, что воспринимаются.

Эталоны необходимо рассматривать и как некоторые модели внешнепредметного мира, и как своего рода буквы алфавита, с помощью каких воспринимается объективное содержание вещей и предметов. Именно такое содержание по мнению современных психологических исследований, мы вкладываем в понятия "элементарности", которым пользовались и Й. Песталоцци, и А. Дистервег, раскрывая суть наглядности.

В педагогических исследованиях, посвященных вопросам повышения качества преподавания учебных дисциплин, использования наглядных средств учебы рассматривается как явление, которое занимает главное место среди существующих основных и дополнительных технологий учебы. Существуют средства наглядности с тех пор, как появились первые учебные заведения. В частности, анализ научной литературы, посвященной данной проблеме показал, что первым ученым, который подвел научную базу под применение наглядности в учебном процессе, был Я.А. Коменский. Он сформулировал дидактичные принципы наглядности, дал всестороннее теоретическое и практическое обоснование системного подхода к привлечению разных органов человека во время восприятия той или другой информации : "Все можно представить органам чувств, а именно: что видим - зрению, что слышим - слуху, что можно есть - вкусу, а то что можно воспринимать одновременно несколькими органами чувств, то необходимо и представить нескольким органам чувств".

Применение наглядных методов учебы на уроке обусловлено дидактичным принципом наглядности и реализуется в использовании в учебном процессе, в том числе и в процессе учебы грамоты, разнообразных наглядных пособий. Свое обоснование принцип наглядности получил в "Большой дидактике" Я.А. Коменского. Он писал: " .Пусть будет для учеников золотым правилом: все, что лишь можно, представлять для восприятия ощущениями, а именно: виденное - для ощущения зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно укусить - вкусом, доступное прикосновению - прикосновением".

Принцип наглядности развивали все ведущие педагоги прошлого. И.Г.Песталоцци писал: "Моей самой существенной, исходной точкой зрения следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, сколько оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. Все, что следует за ним, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия". Песталоцци значительно обогатил принцип наглядности. Отстаивая необходимость наглядности, он в то же время считал, что органы ощущения приносят неблагоустроенные свидетельства об окружающем мире. Обучение должно уничтожить неустроенность в наблюдениях, разграничить предметы, то есть сформировать понятие.

Отвечая на замечание тех, кто считал, что наглядности уделяется много внимания, А. Дистервег утверждал: «Не пришло еще время остановиться, поскольку тысячи учителей используют абстрактный метод учебы».

Прогрессивные педагогические деятели на протяжении всей истории работали над проблемой изобретения не только новых методических приемов, но и вспомогательных средств, чтобы облегчить процесс учебы. В частности, передовые педагоги Западной Европы сделали надлежащий вклад в развитие начальной учебы, усовершенствовав систему наглядности, произведши соответствующие методические приемы, которые способствовали преодолению трудностей при учебе грамоты, но не смогли полностью решить проблему начальной школы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников
Рассмотрим, как дифференциация может включаться в процесс обучения. При формировании знаний работа может быть организована следующим образом. Преподаватель сначала излагает материал всем. Затем ученикам с высокими учебными возможностями предлагает работать с другими источниками знаний, а с остальны ...

Понятие технологии обучения
Употребления понятия «технология» в современной педагогике употребляется, по крайней мере, в трех значениях. В учебнике « Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» приводятся такие значения: Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения», например, технология общения, ...

Взаимосвязь изучаемого материала с жизнью учеников
Как можно научить детей «понимать» и одновременно благоговеть перед чем-то, что выше их (да и нашего) понимания? Пробудить в ребенке чувство благоговения можно лишь в том случае, если мы поможем ему увидеть действия Бога в его жизни, учитывая его знания об окружающем мире, способности его рассудка. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru