Следовательно, реализация образовательных заданий, во время преподавания любого учебного предмета и его эффективность в значительной степени зависят от условий, что создается для познавательной деятельности. Одна из важнейших из них - обеспечение наглядности учебы.
Суть и психологическая основа этого принципа будет более понятна при выяснении некоторых исторических моментов его становления и развития. В речи, посвященной 100-летию от дня рождения большого педагога Й. Песталоцци, выдающийся немецкий педагог А. Дистервег говорил: "Я попробую быть, за возможности, более ясным и понятным, как это и подобает речи, посвященному человеку, который ввел в школу принцип наглядности и сознания", а в одном из своих трудов педагог говорит о принцип наглядности и о Й.Г.Песталоцци такое: "Он не изобретал его. Целые века говорили о нем, высказывались о нем понятными словами, но заслугой Песталоцци было и есть то, что он его осуществил, что он сделал его господствующим практическим принципом учебы" .
Сам же Й. Песталоцци одно время отмечал: " .я утвердил высшую основу обучения в признании наглядности как абсолютного фундамента всякого познания, на что выдающийся русский педагог П. Каптерев сделал такое замечание: "Наверное, странно, как это Песталоцци приписывает себе заслуги утверждения такого принципа, о котором уже давно шла речь в педагогике, который разрабатывался уже не один век и имел свою литература. Однако слова Песталоцци справедливы".
По всему видать, что наибольшая заслуга в утверждении в педагогике принципа наглядности принадлежит именно Й. Песталоцци.
Не будем вдаваться в полемику больших и выдающихся педагогов, а продолжим наши рассуждения относительно сути и психологической основы принципа наглядности, начав из Ф. Бекона. Его идеи о необходимости изучения природы, критика распространенных тогда методов схоластики, попытки создать новый метод (индукцию) обусловили новое движение в среде педагогов .
Принцип наглядности находит, как считает А. Дистервег, свое конкретное выражение в правилах:
1) от близкого к далекому;
2) от простого к сложному;
3) от известного к неизвестному.
Понятие "наглядные пособия" имеет такие существенные признаки. Первая - любой наглядные пособие являет собой модель реальных процессов, или видоизмененный предмет, или видоизмененное условие его бытия, или и то и другое. Вторая - любая материальная или знаковая модель может быть наглядным пособием, однако становится им лишь тогда, когда используется для решения учебных заданий. Наглядные пособия - это учебная модель. Третья - наглядное пособие всегда является средством познания, а не его целью. Наглядные пособия приближают процесс познания к представлению реальных предметов в естественных или общественных условиях их бытия. Четвертая - наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственные обиды, которые помогают делать выводы. Не само наглядное пособие, а тот чувственный образ, который возникает у школьников в результате его использования, является главным в структуре познания.
Следовательно, наглядное пособие моделирует определенные стороны исследуемого объекта и дает возможность через эту модель представить оригинал.
Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологичного и психологического плана, управляющий поведением человека, который определяет ее организованность, активность и стойкость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Компьютер - многозначный срок, чаще всего употребляется для определения программно управляемого электронного устройства обработки информации. Вместе с тем, это может быть любое механическое, немеханическое (электронный) устройство (или даже человек), предназначенные для проведения вычислений.
Компьютерные технологии - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.
Информация о ообразовании:
Интернет-ресурсы по ОБЖ
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технология ...
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных услов ...
Направления развития профессионального мастерства
учителя
Как мы уже отмечали, учитель, как субъект деятельности, с одной стороны, должен в совершенстве владеть предметом, которому учит (чтение, письмо, математика, физика, биология, литература, труд и т.д.), да и не просто владеть, а быть увлеченным своим предметом, способным заинтересовать им других, рас ...