Психолого-педагогические концепции

Страница 4

Следовательно, реализация образовательных заданий, во время преподавания любого учебного предмета и его эффективность в значительной степени зависят от условий, что создается для познавательной деятельности. Одна из важнейших из них - обеспечение наглядности учебы.

Суть и психологическая основа этого принципа будет более понятна при выяснении некоторых исторических моментов его становления и развития. В речи, посвященной 100-летию от дня рождения большого педагога Й. Песталоцци, выдающийся немецкий педагог А. Дистервег говорил: "Я попробую быть, за возможности, более ясным и понятным, как это и подобает речи, посвященному человеку, который ввел в школу принцип наглядности и сознания", а в одном из своих трудов педагог говорит о принцип наглядности и о Й.Г.Песталоцци такое: "Он не изобретал его. Целые века говорили о нем, высказывались о нем понятными словами, но заслугой Песталоцци было и есть то, что он его осуществил, что он сделал его господствующим практическим принципом учебы" .

Сам же Й. Песталоцци одно время отмечал: " .я утвердил высшую основу обучения в признании наглядности как абсолютного фундамента всякого познания, на что выдающийся русский педагог П. Каптерев сделал такое замечание: "Наверное, странно, как это Песталоцци приписывает себе заслуги утверждения такого принципа, о котором уже давно шла речь в педагогике, который разрабатывался уже не один век и имел свою литература. Однако слова Песталоцци справедливы".

По всему видать, что наибольшая заслуга в утверждении в педагогике принципа наглядности принадлежит именно Й. Песталоцци.

Не будем вдаваться в полемику больших и выдающихся педагогов, а продолжим наши рассуждения относительно сути и психологической основы принципа наглядности, начав из Ф. Бекона. Его идеи о необходимости изучения природы, критика распространенных тогда методов схоластики, попытки создать новый метод (индукцию) обусловили новое движение в среде педагогов .

Принцип наглядности находит, как считает А. Дистервег, свое конкретное выражение в правилах:

1) от близкого к далекому;

2) от простого к сложному;

3) от известного к неизвестному.

Понятие "наглядные пособия" имеет такие существенные признаки. Первая - любой наглядные пособие являет собой модель реальных процессов, или видоизмененный предмет, или видоизмененное условие его бытия, или и то и другое. Вторая - любая материальная или знаковая модель может быть наглядным пособием, однако становится им лишь тогда, когда используется для решения учебных заданий. Наглядные пособия - это учебная модель. Третья - наглядное пособие всегда является средством познания, а не его целью. Наглядные пособия приближают процесс познания к представлению реальных предметов в естественных или общественных условиях их бытия. Четвертая - наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственные обиды, которые помогают делать выводы. Не само наглядное пособие, а тот чувственный образ, который возникает у школьников в результате его использования, является главным в структуре познания.

Следовательно, наглядное пособие моделирует определенные стороны исследуемого объекта и дает возможность через эту модель представить оригинал.

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологичного и психологического плана, управляющий поведением человека, который определяет ее организованность, активность и стойкость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Компьютер - многозначный срок, чаще всего употребляется для определения программно управляемого электронного устройства обработки информации. Вместе с тем, это может быть любое механическое, немеханическое (электронный) устройство (или даже человек), предназначенные для проведения вычислений.

Компьютерные технологии - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Характеристика общения как реализации функций обучения и воспитания
Б.Д. Парыгин, указывая на основные стороны общения, дает такое определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовл ...

Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного процесса
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях. Интерес, ...

Функции эмоционального компонента
Эмоциональный компонент как неотъемле­мая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собствен­но-эмоционального и опосредованно-эмоцио­нального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирую­щую, коммуникативную, социализирующую, развивающ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru