Психолого-педагогические концепции

Страница 2

Без наглядности ребенок не сможет быстро познать окружения и дойти до конкретных выводов. В начальный период учебы деть не нуждаются в выводах, доказательствах, логической последовательности; им нужны определенные обиды - все то, которое возбуждает внимание и конкретизирует определенные понятия.

К.Д. Ушинский также предоставлял огромного значения принципа наглядности; он призывал сочетать применение наглядных пособий по развитию вещания и мышления, а развитость образного вещания ставил в зависимость от использования своеобразного показа наглядно. О наглядной учебе К. Д. Ушинский писал, что " .это такая учеба, которая строится не на абстрактных представлениях и словах, а на конкретных обидах, непосредственно воспринятых человеком . Этот ход учебы, от конкретного к абстрактному, от представления к мысли, такой естественный и основывается на таких ясных психических законах, что отрицать его потребность может только тот, кто вообще отрицает потребность учитывать в учебе по требованию человеческой природы вообще и детской в частности". И дальше: " Детская природа выразительно требует наглядность. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и она вас не поймет, вы объясняете тому же ребенку сложную картину и она вас понимает быстро. Попробуйте об одном и том же событии рассказать двум детям, одинаково способным, : одной за рисунками, второй без рисунков, - и вы оцените тогда все значение рисунков для ребенка" .

При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствующий при самом процессе формирования языка у детей и может направлять этот процесс. При этом основную дидактичную функцию несет определено наглядное пособие: он «исправляет» неправильный эпитет, упорядочивает нестройную фразу, указывает пропуск какой-либо части; одно слово, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно.

К.Д. Ушинский утверждал, что наглядную учебу надо проводить до тех пор, пока у учеников произведется достаточный навык сознательного, правильного и быстрого чтения, а потом переходить к объяснительному чтению, безусловно, с максимальным использованием наглядности.

За такими принципом построенный учебник для чтения "Родное слово", который состоит из трех книг в соответствии с годами учеба. Первый год включает азбуку и первую после азбуки книгу для чтения. С гласными звуками и буквами дети знакомятся синтетически, с согласными - аналитически, выделяя их из удачно подобранных слов. Начальное обучение проводилась на рукописном шрифте, а позже организовывалось на двух шрифтах одновременно. В книге много сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок, взятых из народной жизни; они отбивают народные взгляды. Кроме этого, есть много рисунков, которые развивают у детей наблюдательность, содействуют развитию умственной активности школьника и культуры его мышления и вещания. Но в условиях тогдашней действительности не было возможности широко применить наглядную учебу грамоты через ограниченность финансовых ресурсов отдельных школ. Кроме того, против него выступила значительная часть консервативно настроенных педагогов.

Принцип наглядности в учебе после появления теоретических трудов и конкретных методических разработок К.Д. Ушинского нашел много последователей как среди выдающихся педагогов-теоретиков, так и среди широкого круга народных учителей. Появление методической системы выдающегося ученого сделало революцию в процессе учебы: вместо двух-трех лет нужных для учебы грамоты за буквенно-составным методом, ученики учились читать и писать в течение четырех-пяти месяцев. Триумф наглядной концепции К.Д.Ушинского привел к поражению учителей-консерваторов, какие учебы грамматики проводили за буквенно-составным методом и отрицали важность принципа наглядности в учебном процессе, адекватность оригинального метода учебы.

Известный русский педагог М.В. Бунаков широко использовал идею наглядности Ушинского и творчески дополнил ее. Методическая система М.В. Бунакова характеризуется систематическим использованием показа наглядно : демонстрация предметов или иллюстрация рисунков, разнообразные упражнения (аналитические и синтетические) с разрезной азбукой при изучении нового слова, широкое использование иллюстрированного букваря.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечеств ...

Основные формы и направления музейной педагогики
Сегодня перед музеями нашей области, как и перед музеями всей страны в целом стоит одна из важнейших проблем - проблема привлечения посетителей. Каждый музей ищет свои способы ее решения. Государственные музеи пытаются решить эту проблему путем внедрения музейно-педагогических программ, ориентируяс ...

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возм ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru