Зрение и слух. Темы, наиболее пригодные для развития естественного виденья и слуха, - это "Свет" и "Звук". С позиций личностной учебы важно не столько изучение световых и звуковых явлений, сколько развитие умений учеников смотреть и видеть их, слушать и слышать. Например, задайте ученикам вопроса : "Вы видите свет"?. "Конечно", ? отвечают как младшие, так и старшеклассники. "Ну тогда покажите его". Обычно они сразу предлагают посмотреть на белый потолок. "Ну и где здесь свет Я вижу лишь потолок, а света никакого не вижу".
Попытка формулировки принципа наглядности принадлежит Я. Коменскому. Он сформулировал его в форме "золотого правила" дидактики. При этом имел в виду наглядным такое, которому можно дать механический или геометрический образ. За Й. Песталоцци, наглядность является абсолютной основой познания, наглядное - это такое, которое можно возвести к элементарному. По классикой научной педагогики, наглядное обучение - это обучение на самих предметах, объектах, а не за описанием этих объектов.
Обучение при участии реальных предметов изучения не только богата с точки зрения полученной информации, но и богата на чувство, эмоции, на чувства времени и пространства.
Тогда ребята вспоминают о солнечных лучах в затемненном помещении или в тучах. "Но разве там видно светло?! Мы видим освещенные капельки воды. А если их не будет, то даже лазерный луч станет невидимым". Выходит, что светло мы не видим. Задуматься над этим ? значит немного прозреть в своем восприятии природы.
Аналогичную беседу можно провести о цветах, задавая вопрос: Как мы видим цвета? Синие цвета - это излучение предметом синего. Что означает черные цвета? излучают что-то черное? и тому подобное. Именно главное ? не спешить с правильными объяснениями, пусть ученики задумаются о своем зрительном восприятии, о том, как и что они видят. Ведь действительно достоин обсуждения парадокс, сформулированный одним из учеников, : "Света мы не видим, но он есть, а цвет мы видим, но его нет".
Звуковое познание. Тренировка и развитие слухового познания эффективны как на уроках в классе, так и во время занятий на природе: в лесу, парке, поле. Например, во время экскурсии в лес детям предлагается замереть на 1 мин. и услышать больше всего звуков, а потом обстоятельно перечислить все, что они услышали, и попробовать определить источники звуков. Каждый рассказывает о результатах своих "слуховых наблюдений". После подобных занятий ребята намного внимательнее прислушиваются ко всему, что происходит вокруг, становятся более открытыми для восприятия природы.
Заботясь о развитии у учеников естественного восприятия мира с помощью органов чувств, педагог учит их наблюдать явления, отбирать факты, познавать природу и окружающий социум.
Не удивительно, что принцип наглядности прошел через определенную призму времени, ведь его доведение требовало содержательных обоснований, хотя без сомнения и колебаний можно положить в основу "золотое правило дидактики" ? "потому пусть будет для учеников золотым правилом: все, что только можно, предлагать для восприятия ощущениями, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышное - слухом, запахи - обонянием, вкусовое - вкусом, доступное прикосновению - прикосновением. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими ощущениями, пусть они сразу охватываются несколькими ощущениями".
В системе педагогических принципов принцип наглядности рассматривается как один из ведущих. Хоть известно, что система - это единство, определенная совокупность, потому что все принципы одинаково важны, и все действуют между собой в тесной взаимосвязи. И само изучение природоведения предусматривает широкую реализацию принципа наглядности учебы. Дидактика считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию логического мышления, во многих случаях является его опорой.
Информация о ообразовании:
Японские сады камней и их художественное своеобразие
Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. При всей необычности японского садово-паркового искусства сад из камней — еще более фантастическое зрелище. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философским ...
Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» является изменение целевых ориентиров школы, широкое системное внедрение в образовательную и воспитательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работнико ...
Диагностика творческих способностей детей и направленности личности
педагога
Целью нашего экспериментального исследования является получение практического обоснования того, что творческие способности детей находятся в зависимости от направленности личности учителя, а именно от его уровня притязаний, мотивации, установок, а также системы отношений к миру вещей и людей, от пс ...