Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

Подробно о педагогике » Военно-патриотическое воспитание подростков » Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

Страница 6

Последнее обстоятельство со всей очевидностью заслуживает особого разговора. Надо посмотреть, все ли делают армейские и флотские культурных учреждения для того, чтобы каждый советский офицер был действительно человеком высокой культуры и нравственности. Ведь он — воспитатель молодежи, носитель таких понятий, как офицерская честь, воинский долг, защита Отечества.

Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что для многих сегодня слова «армия» и «культура» звучат как взаимоисключающие понятия. Мол, армия — это среда, которая, естественно или скорее противоестественно подавляет всякое индивидуальное культурное проявление. Отсюда понятие «культура» кое-кто трактует как нечто чужеродное по отношению к военнослужащим.

Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиция глубокими корнями уходит в отечественную историю. Например, академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что лучшие традиции русской армии всегда были прежде всего культурными традициями. На протяжении длительного периода истории русская армия олицетворяла огромный культурный и нравственный потенциал. Не случайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу, в их числе — Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. П. Мусоргский, Чокан Валиханов и другие. Это значит, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная.

В ратном труде своих далеких предков мы находим сегодня не только яркие примеры верности воинскому долгу, Отечеству, но и проявления высокой общей культуры, воспитанности. Знаменитый Чокан Валиханов (1835-1865)– яркий ориентир в этом отношении. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Годы его странствий и трудов совпали с исторически очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ- мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие… И во всем том, что свершилось к 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался след Чокана, его усилий, понимания своего долга перед народом, его отваги, его исторического предвидения. Растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ, открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их помыслы о будущем…

Сделанные им открытия поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися людьми мира. О нем писали и пишут не только историки, путешественники, но и лингвисты, философы, археологи и литературоведы.

Передовые русские офицеры придавали большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в офицерской среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного и воспитанного человека.

В старой русской армии офицер, представляясь, произносил кажущуюся сегодня архаичной фразу: «Честь имею!» В наше время понятие офицерской чести должно быть глубже, но не секрет, что для кое-кого оно стерлось, потускнело. Утрата чувства чести привела к тому, что мы стали «стесняться» произносить это слово. Как тут не вспомнить высказывание римского мудреца Апулея «Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».

Немаловажное значение имеет и такая проблема, как эстетическая культура. Видный советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания быть не может. Именно обращение человека к красоте облагораживает его душу, снимает, как говорится, «толстокожесть», утончает его чувства.

« .Человек, — говорил В. А. Сухомлинский, — выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел и изумился и начал создавать новую красоту» *.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Сущность и задачи эстетического воспитания
эстетическое воспитание детский педагогический В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализи ...

Музейная педагогика в системе высшего профессионального образования
В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего она ориентирована на школьную аудиторию. Но, тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что музеи находятся в постоянном взаимодействии не только с общеобразовательными, но и высшими уч ...

Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма в зарубежной практике
В настоящее время существует несколько динамически развивающихся научных систем, определяющих развитие коррекционных подходов к синдрому раннего детского аутизма. Общим для современных исследователей является признание биологической основы происхождения синдрома. 990). В настоящее время существует ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru