Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни.
В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они расширяют свой общеполитический и культурный кругозор, участвуют в общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов.
Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.
В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки советского общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, — говорил академик Д. С. Лихачев, — нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука. Если в прошлом культура рассматривалась прежде всего как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного»*.
Широкий простор для развития культуры открыла перестройка. Она уже многое сделала для культурного возрождения общества, а вместе с ним и армии. С культуры сбиты оковы запретительства и командно-административного диктата, она обретает свободное дыхание. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. Интеллигенция получила свободу творчества, какой не знала никогда раньше. Распрямляется и набирает силу потенциал национальных культур народов СССР. Заявляют о себе различного рода культурные движения и объединения. Иными словами, культура начала восстанавливать в обществе свою собственную функцию *.
Вместе с тем нельзя не видеть, что наметившиеся здесь сдвиги пока что неустойчивы и противоречивы. С одной стороны, духовная жизнь общества бурно обогащается ранее запретными произведениями литературы и искусства, возрождением национальных культурных традиций, расширением участия в культуре церкви, активизацией международных культурных обменов и т. п. С другой — падает посещаемость театров, филармоний, кинотеатров, музеев, библиотек, клубов, распадается массовая художественная самодеятельность, в молодежной среде все большее признание получает антикультура. То есть дает знать о себе тенденция к декультуризации жизни значительной части советских людей.
Согласно данным социологических исследований последнего времени 70 процентов населения страны, в том числе и молодежь, не посещают театр; 88 — не интересуются изобразительным искусством, не ходят в музеи, на выставки; 95 — отвергают серьезную музыку. Что и говорить, тяжелая статистика. Ведь за нею — люди, духовно обкрадывающие себя, не получающие положительных эмоций, не приобщающиеся к прекрасному, не умеющие тонко чувствовать, понимать, сопереживать.
Трудно удержаться, чтобы не привести в этой связи помещенное в «Правде» письмо — откровение одной из юных москвичек. Сколько в нем душевной боли!
«Я очень близко и глубоко к сердцу принимаю все происходящее вокруг и непередаваемо страдаю от бездуховности, нравственного и морального падения нации. Трудно смотреть, как деградируют люди, словно испанкой, заражаясь пошлостью, цинизмом, другими пороками. Что я могу сделать, чем помочь? Каждый день я возвращаюсь домой расстроенная. Иногда не верю тому, что может такое быть, когда люди, на вид интеллигентные, прилично одетые, произносят нецензурную брань в разговоре между собой. И не где-то в глухом дворике с развалинами посеревших домов, а в метро, на оживленной улице, в толпе у магазина .»
В нашем обществе накопилась критическая масса духовной бедности. Бездуховность приняла угрожающие размеры, и этому вряд ли кто сегодня возразит.
Информация о ообразовании:
Специфика профессионально деятельности педагога дошкольного образования
Психолого-педагогические характеристики личности и деятельности педагога дошкольного образования изучаются многими авторами. Деятельность педагога дошкольного образования, как отмечает ряд исследователей (И.А.Зимняя, С.Я.Ромашина, А.Н.Орлов, Н.П.Невзорова, М.П.Боброва), многоаспектна, носит стохаст ...
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в
специальной школе VIII вида
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познаватель ...
Особенности эстетического восприятия мира в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при развитии его эстетического восприятия.В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важней ...