Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

Подробно о педагогике » Военно-патриотическое воспитание подростков » Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

Страница 5

Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни.

В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они расширяют свой общеполитический и культурный кругозор, участвуют в общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов.

Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.

В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки советского общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, — говорил академик Д. С. Лихачев, — нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука. Если в прошлом культура рассматривалась прежде всего как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного»*.

Широкий простор для развития культуры открыла перестройка. Она уже многое сделала для культурного возрождения общества, а вместе с ним и армии. С культуры сбиты оковы запретительства и командно-административного диктата, она обретает свободное дыхание. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. Интеллигенция получила свободу творчества, какой не знала никогда раньше. Распрямляется и набирает силу потенциал национальных культур народов СССР. Заявляют о себе различного рода культурные движения и объединения. Иными словами, культура начала восстанавливать в обществе свою собственную функцию *.

Вместе с тем нельзя не видеть, что наметившиеся здесь сдвиги пока что неустойчивы и противоречивы. С одной стороны, духовная жизнь общества бурно обогащается ранее запретными произведениями литературы и искусства, возрождением национальных культурных традиций, расширением участия в культуре церкви, активизацией международных культурных обменов и т. п. С другой — падает посещаемость театров, филармоний, кинотеатров, музеев, библиотек, клубов, распадается массовая художественная самодеятельность, в молодежной среде все большее признание получает антикультура. То есть дает знать о себе тенденция к декультуризации жизни значительной части советских людей.

Согласно данным социологических исследований последнего времени 70 процентов населения страны, в том числе и молодежь, не посещают театр; 88 — не интересуются изобразительным искусством, не ходят в музеи, на выставки; 95 — отвергают серьезную музыку. Что и говорить, тяжелая статистика. Ведь за нею — люди, духовно обкрадывающие себя, не получающие положительных эмоций, не приобщающиеся к прекрасному, не умеющие тонко чувствовать, понимать, сопереживать.

Трудно удержаться, чтобы не привести в этой связи помещенное в «Правде» письмо — откровение одной из юных москвичек. Сколько в нем душевной боли!

«Я очень близко и глубоко к сердцу принимаю все происходящее вокруг и непередаваемо страдаю от бездуховности, нравственного и морального падения нации. Трудно смотреть, как деградируют люди, словно испанкой, заражаясь пошлостью, цинизмом, другими пороками. Что я могу сделать, чем помочь? Каждый день я возвращаюсь домой расстроенная. Иногда не верю тому, что может такое быть, когда люди, на вид интеллигентные, прилично одетые, произносят нецензурную брань в разговоре между собой. И не где-то в глухом дворике с развалинами посеревших домов, а в метро, на оживленной улице, в толпе у магазина .»

В нашем обществе накопилась критическая масса духовной бедности. Бездуховность приняла угрожающие размеры, и этому вряд ли кто сегодня возразит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Организация и методы обследования
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся младшего школьного звена. Исследование проводилось в 2010-2011 учебном году на базе логопункта школы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 «СОНО» города Новокузнецка. Всего экс ...

Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников
В данной главе представлена попытка анализа теоретических аспектов процесса развития социальной компетентности школьников, выявлены характерные особенности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности. Задачами главы являются: Осмысление роли компетентностного подхода в современном ...

Особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНР
Левина Р. Е считала, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показат ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru