По мнению Косенко И.И. комплексный подход к обучению мультимедиа способствует повышению интенсивности и эффективности процесса обучения за счёт использования мультимедиа программных средств, предназначенных для обучения:
Средства обучения, созданные с использованием мультимедиа, наиболее адекватны механизму восприятия информации человеком, они способствуют развитию правополушарного мышления.
Мультимедиа педагогические программные средства позволяют воздействовать на обучаемых одновременно по двум каналам зрительному и слуховому.
О. Солодовникова приводит следующие данные о результатах восприятия информации: 90% студентов усваивают информацию преимущественно визуально (основа - зрение) и кинестетически (осязание, обоняние, вкус), и только 70% - аудиально. Интуиция присутствует также у 90% студентов. Вывод - необходимо применять в учебном процессе таблицы, диаграммы, схемы, а также использовать преподавателем в речи слов-предикатов: «обратите внимание», «посмотрите». Иначе информацию усвоят только 70% студентов.
Касторнова В. А. считает, что возможности доступного, сжатого и наглядного изложения материала подачи информации в компьютерных программах позволяет легко выделять и отбирать наиболее существенное, устанавливать внутренние взаимосвязи изучаемых процессов, акцентировать внимание обучаемых на важнейших понятиях предмета и их значении. Тексты, схемы и рисунки дополняются мультфильмами, которые наглядно демонстрируют последовательность протекания различных процессов, дают возможность выделить их основные стадии.
Исследования педагогов-исследователей свидетельствуют, что из устных лекций студенты усваивают не больше чем на четверть материала. Специальные эксперименты показали, что если обучающиеся слышат и видят материал лекции и одновременно участвуют в управлении его подачей (например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам), то доля усваиваемого материала возрастает до трёх четвертей.
Известно, что человек получает информацию по нескольким сенсорным входам, используя различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Почти 80% информации он получает по зрительному каналу, т. е. основную роль играет визуальное представление. Представление - образ предметов и явлений объективной действительности. В нём соединяется образность (наглядность) и в тоже время обобщённость.
Как правило, представление о том или ином объекте формируется в процессе его многократного восприятия. Благодаря этому происходит селекция признаков объектов, их интеграция и трансформация; случайные признаки, проявляющиеся только в некоторых единичных случаях, отсеиваются, а фиксируются лишь наиболее характерные и потому наиболее информативные. При переходе от ощущений и восприятий к представлению происходит как бы «сжатие» информации.
Анимация, видео – возможность представления информации в виде образов, более близких сущности мышления человека, уменьшает необходимость промежуточного «перекодирования», задерживающего мышление, что повышает продуктивность и скорость восприятия. Кроме того, существенно разгрузить зрительный канал позволяет взаимодействие между обучаемым и компьютером с использованием речевой информации, т. е. слухового канала, что является естественным для человека.
Таким образом, мультимедиа позволяет дать обучающимся живой, красочный образ недостаточно известного им куска действительности, расширить в этом направлении их чувственный образ, обогатить их впечатления – словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений.
В результате анализа методической литературы и передового педагогического опыта сформулированы проблемы компьютерного обучения:
зрительная утомляемость при использовании ПК;
критерии отбора тем для использования компьютерной поддержки.
Применение компьютеров для демонстраций в лекционной практике вызывает значительный интерес и развивается. Идёт постоянное развитие и совершенствование аппаратных средств, прежде всего экранов коллективного пользования и программной компоненты, представленной презентационной системой.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного на экране монитора, или, как в нашем случае - на экране коллективного пользования, позволяет удерживать это внимание в течение всей лекции.
Информация о ообразовании:
Использование
в работе с дошкольниками произведений русских поэтов и писателей
Основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно−литературные жанры, в рамках которых воплощается природове ...
Результаты опытно-экспериментальной работы
Эффективность проведенной экспериментальной работы доказана на контрольном этапе, который проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Проведенные к группе второклассников исследования показали следующие результаты. По ответам на вопросы тестирования выяснилось, что: 1. Большая ча ...
Первая
природоведческая литература для детей
Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно−художественных и художественных произведений, посвященных природоведению, природоведческая тема берет св ...