Методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Методика и приемы проведения обследования были направлены на изучение устной речи, функциональных предпосылок для овладения письменной речью и особенностей нарушений письма у учащихся с нарушением интеллекта.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением интеллекта выявило своеобразие психологической базы речи, которая оказывает влияние на особенности речевого развития.

Программа экспериментального исследования функционального базиса письменной речи состоит из 8 серий заданий.

Нейропсихологическое обследование учащихся.

1. Исследование зрительного гнозиса (цветной и предметный).

Задание 1.Подбор по образцу и название цветов.

Инструкция: «Внимательно послушай задания и выполни их. Покажи все красные (синие, желтые) квадраты».

Оборудование: квадраты красного, синего, желтого цветов.

Лексический материал: слова: квадрат, синий, красный, желтый.

Задание 2. Подбор по образцу геометрических фигур.

Инструкция: «Покажи все квадраты (треугольники, круги)».

Оборудование: 10 квадратов, 10 треугольников, 10кругов разных цветов.

Задание 3.Узнавание контурных изображений.

Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано».

Оборудование: листы с изображением геометрических фигур: квадраты, круги, треугольники.

Задание 4.Узнавание перечеркнутых изображений.

Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано».

Оборудование: листы с изображением квадратов, треугольников, кругов пересекающихся между собой.

2. Исследование слухового гнозиса.

Задание. Различение ритмических последовательностей.

Инструкция: « Послушай внимательно и скажи, сколько раз я стучу».

«Сколько сильных ударов, сколько слабых?»

Оборудование: бубен.

Схема ударов: //; ///;///…; //;….;// /.

3. Исследование пространственного восприятия.

Задание 1. Ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

Инструкция: «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку. Покажи своей правой (левой) рукой мою правую (левую) руку. Покажи мою левую (правую) ногу своей (левой) правой рукой.

Оборудование: стул.

Задание 2.Дифференцировка пространственных понятий.

Инструкция: «Покажи, что находиться в центре рисунка.

Что слева от квадрата?

Что справа от квадрата?

Что под маленьким треугольником?

Что под большим треугольником?

Что между кружком и большим квадратом?

Какие фигуры вверху рисунка?

Какие фигуры внизу рисунка?»

Оборудование: плакат с геометрическими фигурами.

Конструктивный праксис.

Задание 1.Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза).

Инструкция: Сложи картинку из двух фрагментов;

сложи картинку из трех фрагментов;

сложи картинку из четырех фрагментов.

Оборудование: рисунки по временам года.

Задание 2.Нарисовать без образца.

Инструкция: «Нарисуй по памяти домик, ромашку, елочку».

Оборудование: альбомный лист, фломастеры.

4. Исследование движений и действий.

Задание 1. Выполнение элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности.

Инструкция: «Сожми мою руку, пройдись по комнате, попрыгай на одной ноге».

Задание 2.Выявление синкинезий (проба Заззо).

Инструкция: На чистый лист бумаги помещаются кисти ребенка и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), говорим: «Подними только этот палец!»

Оборудование: лист белой бумаги, карандаш.

Задание 3.Обследование оптико – кинестетической организации движений.

Выполнение движений по подражанию.

Инструкция: «Сложи первый и второй палец в кольцо вот так (показ).

Вытяни второй и третий палец (сделай козу).

Вытягивание второго и пятого пальцев (сделай козу рогатую)».

Оборудование: стол, стул.

Задание 4.Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда).

Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку».

Оборудование: стул.

5. Исследование памяти.

Задание. Заучивание 5 слов при 4-кратном предъявлении.

Инструкция: на доске картинки с изображением следующего – дом, кот, лес, мост, хлеб.

«Посмотри 1 минуту внимательно на картинки и запомни их. После того как закрою назови их».

Повторить слова через 30 минут.

Оборудование: доска, картинки, магниты.

6. Исследование мышления.

Исследование наглядно – действенных форм мышления.

Задание 1.Классификация объектов по одному признаку.

Перед ребенком выкладывается два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просят продолжить классификацию.

Инструкция: «Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими».

Оборудование: набор из 12 карточек с изображением геометрических фигур (по 3 круга, квадрата, треугольника, ромба), трех цветов (красный, желтый, синий), двух величин (большие, маленькие).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Дискуссия
"Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не очень прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу" (Ларошфуко). Скорее всего, это выск ...

Использование в работе с дошкольниками произведений белорусских поэтов и писателей
природоведческий дошкольник литература художественный Большинство стихов белорусских поэтов посвящены родной природе, именно поэтому они позволяют воспитать у ребенка любовь к родной природе, воспринимать окружающую красоту, способствовать ее сохранению и приумножению. Многие из стихов носят познав ...

Содержание работы по развитию восприятия речи на слух
слабослышащий слуховое восприятие Содержание работы по развитию восприятия слабослышащими детьми речи на слух состоит в совершенствовании их умений и навыков в слуховом восприятии звучащей речи. Обучаясь воспринимать речь на слух, учащиеся одновременно получают навыки восприятия на слух как знакомо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru