Методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Методика и приемы проведения обследования были направлены на изучение устной речи, функциональных предпосылок для овладения письменной речью и особенностей нарушений письма у учащихся с нарушением интеллекта.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением интеллекта выявило своеобразие психологической базы речи, которая оказывает влияние на особенности речевого развития.

Программа экспериментального исследования функционального базиса письменной речи состоит из 8 серий заданий.

Нейропсихологическое обследование учащихся.

1. Исследование зрительного гнозиса (цветной и предметный).

Задание 1.Подбор по образцу и название цветов.

Инструкция: «Внимательно послушай задания и выполни их. Покажи все красные (синие, желтые) квадраты».

Оборудование: квадраты красного, синего, желтого цветов.

Лексический материал: слова: квадрат, синий, красный, желтый.

Задание 2. Подбор по образцу геометрических фигур.

Инструкция: «Покажи все квадраты (треугольники, круги)».

Оборудование: 10 квадратов, 10 треугольников, 10кругов разных цветов.

Задание 3.Узнавание контурных изображений.

Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано».

Оборудование: листы с изображением геометрических фигур: квадраты, круги, треугольники.

Задание 4.Узнавание перечеркнутых изображений.

Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано».

Оборудование: листы с изображением квадратов, треугольников, кругов пересекающихся между собой.

2. Исследование слухового гнозиса.

Задание. Различение ритмических последовательностей.

Инструкция: « Послушай внимательно и скажи, сколько раз я стучу».

«Сколько сильных ударов, сколько слабых?»

Оборудование: бубен.

Схема ударов: //; ///;///…; //;….;// /.

3. Исследование пространственного восприятия.

Задание 1. Ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

Инструкция: «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку. Покажи своей правой (левой) рукой мою правую (левую) руку. Покажи мою левую (правую) ногу своей (левой) правой рукой.

Оборудование: стул.

Задание 2.Дифференцировка пространственных понятий.

Инструкция: «Покажи, что находиться в центре рисунка.

Что слева от квадрата?

Что справа от квадрата?

Что под маленьким треугольником?

Что под большим треугольником?

Что между кружком и большим квадратом?

Какие фигуры вверху рисунка?

Какие фигуры внизу рисунка?»

Оборудование: плакат с геометрическими фигурами.

Конструктивный праксис.

Задание 1.Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза).

Инструкция: Сложи картинку из двух фрагментов;

сложи картинку из трех фрагментов;

сложи картинку из четырех фрагментов.

Оборудование: рисунки по временам года.

Задание 2.Нарисовать без образца.

Инструкция: «Нарисуй по памяти домик, ромашку, елочку».

Оборудование: альбомный лист, фломастеры.

4. Исследование движений и действий.

Задание 1. Выполнение элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности.

Инструкция: «Сожми мою руку, пройдись по комнате, попрыгай на одной ноге».

Задание 2.Выявление синкинезий (проба Заззо).

Инструкция: На чистый лист бумаги помещаются кисти ребенка и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), говорим: «Подними только этот палец!»

Оборудование: лист белой бумаги, карандаш.

Задание 3.Обследование оптико – кинестетической организации движений.

Выполнение движений по подражанию.

Инструкция: «Сложи первый и второй палец в кольцо вот так (показ).

Вытяни второй и третий палец (сделай козу).

Вытягивание второго и пятого пальцев (сделай козу рогатую)».

Оборудование: стол, стул.

Задание 4.Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда).

Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку».

Оборудование: стул.

5. Исследование памяти.

Задание. Заучивание 5 слов при 4-кратном предъявлении.

Инструкция: на доске картинки с изображением следующего – дом, кот, лес, мост, хлеб.

«Посмотри 1 минуту внимательно на картинки и запомни их. После того как закрою назови их».

Повторить слова через 30 минут.

Оборудование: доска, картинки, магниты.

6. Исследование мышления.

Исследование наглядно – действенных форм мышления.

Задание 1.Классификация объектов по одному признаку.

Перед ребенком выкладывается два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просят продолжить классификацию.

Инструкция: «Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими».

Оборудование: набор из 12 карточек с изображением геометрических фигур (по 3 круга, квадрата, треугольника, ромба), трех цветов (красный, желтый, синий), двух величин (большие, маленькие).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Структура Кубанского государственного аграрного университета
Управление университетом осуществляет ректор. Ректор возглавляет ректорат, который является коллегиальным органом управления. Ректорат решает инфраструктурные задачи деятельности университета. В состав ректората входят президент университета, академик РАСХН, доктор экономических наук - Трубилин Ива ...

А.С. Макаренко — педагог-новатор
конфуций макаренко пирогов педагогический образование Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образ ...

Методические особенности проведения
Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана. Однако есть и некоторые общие п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru