Распределим результаты уровня сформированости грамматического строя речи (в %).
|
Уровень |
Кол-во детей |
% |
|
Высокий уровень |
------ |
------ |
|
Средний уровень |
------ |
------ |
|
Недостаточно сформированный |
------ |
------ |
|
Низкий уровень |
4 |
57 |
|
Непонимание инструкций |
3 |
43 |
Многие исследователи приходят к выводу, что ошибки, которые допускают дети на письме, обусловливаются сниженной аналитико-синтетической деятельностью слухового, моторного, кинестетического анализатора (либо снижением восприятия или их комбинацией), а также недостаточным развитием второй сигнальной системы, что ограничивает нормальную функцию речи и отражается не только в речи, но и письме.
Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи — процессы очень сходные, это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов их расстройств. Исследователи отмечают, что нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно - обычно они взаимосвязаны (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, К. Лонай, М.Е. Хватцев и другие).
Характеристика психологической природы и механизмов письменной речи, данная в специальных исследованиях, является основой для многих дидактических и методических выводов. Письменная речь не есть результат развития только устной; последняя может способствовать развитию письменной речи тем, чтобы решить, в объеме своих возможностей, задачи созревания необходимых для письменной речи умений.
Мы провели изучение уровня сформированности функционального базиса письма, основанную на методике А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной (нейропсихологическое исследование) и особенностей письма, основанного на методике М.Р. Львова. С.Н. Цейтмен (анализ ошибок письменной речи учащихся вспомогательной школы), сопоставили полученные результаты с уровнем сформированности грамматического строя речи.
Анализ нарушенных и сохранных предпосылок речевых и психических функций у умственно отсталых детей школьного возраста позволил нам выделить и описать группы, детей с нарушением:
1) слухового (фонематического) восприятия;
2) зрительного (предметного) восприятия;
3) мотивационных инициативных процессов (психической активности);
4) пространственных представлений;
5) кинестетических представлений.
Использование системного анализа привело нас к выделению различных по структуре первичных и вторичных речевых дефектов у детей с нарушением познавательной деятельностью. Первичное преобладание какой-либо недостаточности в том или другом звене психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном, кинестетическом), участвующем в раннем формировании речи детей, закономерно определяет особенности не только речевых нарушений, но и вторичной задержки развития познавательных возможностей у детей. Вторичное недоразвитие высших познавательных функций у этих детей претерпевает принципиально те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, но на другом, более высоком функциональном уровне. В исследованиях Р.Е. Левиной показано, что внутренняя структура познавательной деятельности у детей, входящих в различные группы, качественно неодинакова и зависит, прежде всего, от первичного дефекта, вызвавшего системное недоразвитие речи того или иного типа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам сделать следующие выводы: в ходе эксперимента нами были выявлены некоторые особенности формирования грамматического строя речи у умственно отсталых детей младшего школьного возраста, в том числе типичными были:
- недостаточное усвоение норм падежного и предложного управления;
- затруднен процесс словообразования;
- затруднено понимание предложений с причинно – следственной связью;
- затруднено изменение имени существительного, прилагательного и местоимения по родам, падежам и числам;
- нарушено согласование имени существительного и глагола в числе и роде;
- нарушено написание слов в предложении;
- затруднено употребление предлогов;
- недостаточно усвоена способность построения сложного предложения.
Информация о ообразовании:
Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
С целью выявления зависимости успешности педагогической деятельности от ее индивидуального стиля, мы провели исследования индивидуального стиля деятельности педагогов с помощью методики «Определение вида индивидуального стиля деятельности». (См. приложение 3). Были опрошены: I группа- 7 педагогов, ...
Возрастные особенности подростков
Подростки — дети от десяти до четырнадцати лет. Среди них различают три возрастные группы: 10—11 лет — младшие подростки; 12—13 лет — подростки (в узком значении слова); 14 лет — старшие подростки. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностно ...
Дидактическая игра на уроках немецкого языка
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как ...