Теоретические основы понятия "музейная педагогика" и его составляющих

Подробно о педагогике » Современная концепция музейной педагогики » Теоретические основы понятия "музейная педагогика" и его составляющих

Страница 1

Словосочетание "музейная педагогика", которое сегодня прочно вошло в повседневную жизнь, без преувеличения, всех российских музеев, еще в начале 1990-х гг. звучало непривычно не только для обывателей, но даже для музееведов. За прошедшие семнадцать лет ситуация резко изменилась.

Сегодня, наряду с термином "музейная педагогика", используются также: "музейно-педагогический процесс", "музейный педагог", "музейная культура" и т.д.

Если обратиться к историческому контексту их использования, то термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Именно Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы, впервые употребил в своей книге "Музей - образование - школа" (1931 г.) термин музейная педагогика. Так же он разработал специальную методику работы со школьниками, которая включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке. Центральное место в этой методике, естественно, отводилось школьному учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.

Еще раз подчеркнем, что термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. Сейчас же музейная педагогика понимается как научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему. Основой музейной педагогики является музейно-педагогический процесс, через который происходит передача культурного и исторического опыта.

Впервые идея об образовательном назначении музея была сформулирована А. Лихтварком на конференции "Музей как образовательное и воспитательное учреждение", которая состоялась в Мангейме в 1913 году, он же предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод "музейных диалогов", он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога).

Сейчас же музейный педагог определяется как специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие. Это - способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции. Это - воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры.

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1. Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Понятие «общественного образования» и «социальной организации»
По мнению С.В. Попова, современная ситуация такова, что создается новая социальная организация – не классовая и не стратовая. Новая социальная организация связана с формированием социальных групп, ядром которых становится принадлежность к тому или иному типу технологических или институциональных ор ...

Содержание профессиональной компетентности
Существует несколько подходов к определению содержания профессиональной компетентности. Управленческий подход в деятельности педагога рассматривается через управленческий цикл его деятельности и этапы решения педагогических задач; позднее, в логике этого направления выделяется задачный подход (анал ...

Оценка эффективности методики проведения комбинированных уроков по экономике для учащихся 11 класса
Для оценки эффективности разработанной методики по экономике 11 класса, необходимо внедрить на практике с целью исследования ее эффективности. Для этого потребуется в одном 11 классе применить разработанную методику, а в другом 11 классе – нет. Оценивать методику по разработанным критериям Критерии ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru