Количественные показатели на основании использования всех трёх методик представлены в таблице 5.
Таблица 5. Сводная таблица результатов констатирующего исследования
Методики |
Уровни (в %) | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Изучение уровня произвольной образной памяти |
8 |
27.59 |
13 |
44.85 |
8 |
27.59 |
Узнаём фигуры |
9 |
31,5 |
12 |
41.4 |
8 |
27.59 |
"Веселые картинки" |
6 |
20,7 |
13 |
44,88 |
10 |
34,5 |
Рис 4. Результаты констатирующего исследования
Итак, результаты психодиагностического исследования позволили нам выделить следующие особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста:
- выявленные три уровня развития образной памяти старших дошкольников представлены практически пропорционально;
- продуктивность памяти снижена;
- запоминание осуществляется с опорой на частичный способ;
- дети чаще воспроизводят схожее с эталоном изображение;
- им легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных;
- имеются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
- чаще дети используют такие приёмы запоминания как вербализация и ассоциации (по сходству, по противоположности); при этом дошкольники со средним уровнем развития памяти применяют открытую вербализацию чаще, чем дети с высоким уровнем. Это можем объяснить тем, что дети с высоким уровнем развития памяти прибегали к внутренней вербализации. Характерным было обращение к ассоциациям по сходству. Реже дети опирались на смысловую группировку.
- воспитанники не всегда удерживают до конца выполнения задания мнемическую задачу;
- часто у детей отмечается отсутствие заинтересованности в выполнении задания;
- старшие дошкольники в процессе диагностики проявляли тревожность, неуверенность в поведении;
- у детей отмечалась сниженная произвольность поведения, усидчивость и внимание.
С учётом общих закономерностей развития и специфических особенностей мнемической деятельности старших дошкольников нами была составлена программа по развитию у них образной памяти. Программа впоследствии была апробирована на данной категории детей.
Информация о ообразовании:
Направления развития профессионального мастерства
учителя
Как мы уже отмечали, учитель, как субъект деятельности, с одной стороны, должен в совершенстве владеть предметом, которому учит (чтение, письмо, математика, физика, биология, литература, труд и т.д.), да и не просто владеть, а быть увлеченным своим предметом, способным заинтересовать им других, рас ...
Диагностика уровня эстетического восприятия природы младшими школьниками
Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Базой исследования стал 2 «в» класс школы НПСОШ №2 г.Якутска. Классный руководитель Зыкова Матрена Николаевна. В эксперименте участвовало 12 детей в виде эксперименталь ...
Оценивание практических работ учащихся СПО в дизайн-образовании
Метод контроля практических работ это способ деятельности преподавателя и учащихся. В ходе которого выявляются умение учащихся применять полученные знания на практике, степень овладения необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийс ...