Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к конкретным краскам картины, так и какому-либо цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связанно со светом и тенью. Таким образом, краски распадаются по эмоциональному тону на светлые и темные. Однако здесь существуют и некоторые противоречия: словами трудно определить эмоции, которые связанны с восприятием светлых красок, ведь это не обязательно может быть радость или веселье. Эмоциональное ощущение от светлоты цвета так тесно соединилось у нас со светлой и так вместе с тем далеко от определенных чувств, что, пожалуй, лучшей информацией о таком цвете служит именно слово «светлый». Он несет в себе тот же эмоциональный отголосок, который выражен в поэтической метафоре «печаль моя светла…» Так, лиризм «Золотой осени» И.Левитана создан именно цветом. В сочетаниях оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая связь в колорите картины содержит ноту печали.
Символично, что психологи не используют собственное определение понятия “цвет”, а пользуются определением, сформулированным физиками, физиологами и оптиками. На наш взгляд, слабость позиции психологов в области изучения цвета определяется отсутствием его собственно психологического определения. Использование же определений цвета, принятых в физике и естественных дисциплинах, не только бесполезно для психолога, но и опасно: предметная область науки обедняется и искажается.
Из результатов исследования закономерностей предпочтения цветов следует, что в качестве категориальной структуры, “классифицирующей” цвета, выступает комплексная реакция организма на их воздействие. Среди прочих, цветовое значение в свою структуру включает целый спектр характерных физиологических реакций.
Выявленная тесная связь предпочтения цветов с регуляцией общего эмоционального тонуса и активности, связь предпочтения с порогами восприятия этих цветов дает основание для гипотезы о взаимообусловленности восприятия цвета и изменения психологических и психофизиологических характеристик человека. Можно предполагать, что психологическое состояние, сопровождающее восприятие того или иного цвета, может, в свою очередь, сходным образом влиять и на сам процесс цветового восприятия, характерным образом изменяя чувствительность к соответствующим цветам.
Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумевается те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. «Цвета как будто посылают нам различные сигналы», вызывают у нас эмоциональный отклик.
Красный – это теплый цвет, может вызывать учащение сердцебиения, повышения давления и, как следствие, ощущение тепла или жара. В помещении, окрашенном в красный цвет, субъективно будет казаться теплее. В тоже время это цвет крови. Когда человек видит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Этот цвет вызывает сильные эмоции и сигнализирует об опасности. Но в тоже время красный цвет – цвет праздника, радости, веселья. В природе красный цвет – это цвет спелых ягода, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и он долгое время может оставаться любимым. Под определение красного попадают также розовый, бордовый, малиновый цвета.
Информация о ообразовании:
Цели и задачи логопедической практики
логопедический документация кабинет ребенок Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях логопедического пункта. ...
Как писать резюме
Закончив университет, перед вами встанет очень важный и сложный вопрос: как устроиться на работу? Современные рекрутинговые компании (компании занимающиеся подбором персонала для различных организаций) обязательно потребую от вас предоставления резюме. Таким образом, вашей главной задачей становитс ...
Толерантность как социально педагогическое понятие
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действуе ...