Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета

Страница 2

Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к конкретным краскам картины, так и какому-либо цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связанно со светом и тенью. Таким образом, краски распадаются по эмоциональному тону на светлые и темные. Однако здесь существуют и некоторые противоречия: словами трудно определить эмоции, которые связанны с восприятием светлых красок, ведь это не обязательно может быть радость или веселье. Эмоциональное ощущение от светлоты цвета так тесно соединилось у нас со светлой и так вместе с тем далеко от определенных чувств, что, пожалуй, лучшей информацией о таком цвете служит именно слово «светлый». Он несет в себе тот же эмоциональный отголосок, который выражен в поэтической метафоре «печаль моя светла…» Так, лиризм «Золотой осени» И.Левитана создан именно цветом. В сочетаниях оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая связь в колорите картины содержит ноту печали.

Символично, что психологи не используют собственное определение понятия “цвет”, а пользуются определением, сформулированным физиками, физиологами и оптиками. На наш взгляд, слабость позиции психологов в области изучения цвета определяется отсутствием его собственно психологического определения. Использование же определений цвета, принятых в физике и естественных дисциплинах, не только бесполезно для психолога, но и опасно: предметная область науки обедняется и искажается.

Из результатов исследования закономерностей предпочтения цветов следует, что в качестве категориальной структуры, “классифицирующей” цвета, выступает комплексная реакция организма на их воздействие. Среди прочих, цветовое значение в свою структуру включает целый спектр характерных физиологических реакций.

Выявленная тесная связь предпочтения цветов с регуляцией общего эмоционального тонуса и активности, связь предпочтения с порогами восприятия этих цветов дает основание для гипотезы о взаимообусловленности восприятия цвета и изменения психологических и психофизиологических характеристик человека. Можно предполагать, что психологическое состояние, сопровождающее восприятие того или иного цвета, может, в свою очередь, сходным образом влиять и на сам процесс цветового восприятия, характерным образом изменяя чувствительность к соответствующим цветам.

Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумевается те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. «Цвета как будто посылают нам различные сигналы», вызывают у нас эмоциональный отклик.

Красный – это теплый цвет, может вызывать учащение сердцебиения, повышения давления и, как следствие, ощущение тепла или жара. В помещении, окрашенном в красный цвет, субъективно будет казаться теплее. В тоже время это цвет крови. Когда человек видит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Этот цвет вызывает сильные эмоции и сигнализирует об опасности. Но в тоже время красный цвет – цвет праздника, радости, веселья. В природе красный цвет – это цвет спелых ягода, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и он долгое время может оставаться любимым. Под определение красного попадают также розовый, бордовый, малиновый цвета.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Условия развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Для эффективного развития образной памяти старших дошкольников необходимо выявить условия, способствующие этому развитию. Коррекционно-развивающая работа современного типа должна не только основываться на структуре и иерархии конкретного варианта психического развития, но и учитывать взаимодействие ...

Как преодолевать проблемы
Будьте готовы к тому, что время от времени у вас будут возникать проблемы. Это могут быть проблемы разного рода – личные, связанные с учебой, со взаимоотношениями между людьми – с подобными проблемами встречается каждый. Можно сказать, что если у вас есть проблемы, значит вы живете нормальной жизнь ...

Возрастные особенностей детей дошкольного возраста
Организм ребенка растет и развивается непрерывно. В дошкольный период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга и систем организма. Рост детей на четвертом и пятом году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннего возраста и прибавляется в среднем ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru