Изучение плана воспитателя, плана логопеда по планированию работы над улучшением лексико-грамматического состава речи.
В качестве основного метода исследования умения образовывать слова-действия у детей старшего дошкольного возраста был выбран опрос, так как считаем, что этот вид деятельности наиболее полно раскрывает знания, умения, способности каждого ребёнка.
Для проверки уровня знаний и умений воспитанников был подобран контрольный материал. Он составлен в соответствии с требованиями Программы обучения и воспитания в детском саду. При отборе заданий были использованы следующие методики:
методика «Исследование способности словообразования»;
методика «Обследование понимания слов»;
методика «Обследование грамматического строя языка»
Задания для опроса №1 распределены следующим образом:
Задание №1.
Цель: Задание предназначено для проверки языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм. Детям предлагается ответить на вопросы:
- Как ты объяснишь, кто – такой строитель?
- Как ты объяснишь, кто – такой учитель?
- Человек может работать читателем?
- Можно назвать писателем человека, который умеет писать?
- Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?
Задание №2. «Что делает»
Цель: выявить умение детей пользоваться суффиксами, образующими новые слова.
Расскажи что делает, чем занимается летчик, учитель, воспитатель, переводчик, водитель…
Задание №3.
Цель: выявить умение детей образовывать слова с помощью приставок.
Назови действие, изображенное на картинке:
Самолет прилетает – самолёт улетает…
Задание №4.
Цель: выявить умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Рассмотри картинки , назови действия, которые на них изображены; где действие совершается, а где уже совершено.
Задание №5.
Цель: выяснить умение детей дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы.
Рассмотри картинки, что на них изображено (назови действия)?
Задание №6. «Что умеет…»
Цель: выяснить умение детей подбирать подходящие по смыслу глаголы, употреблять глаголы «может, умеет…», согласовывать их с существительными.
Оценка
Выполнение каждого задания оценивается следующим образом:
высокий уровень (2 балла): ставится, если ребёнок: выполняет задание самостоятельно и без ошибок;
средний уровень (1 балл): выполняет задание самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки;
низкий уровень (0 баллов): допускает более двух ошибок при выполнении задания. Выполняет задание с помощью взрослого (воспитателя).
Определено общее число баллов, которое может набрать ребёнок за все задания. Они были соотнесены с уровневыми показателями умения детей образовывать разные глагольные формы:
«высокий уровень» 12-9 баллов;
«средний уровень» 8-5 баллов;
«низкий уровень» 4-1 балла.
Результаты первичного обследования
Полученные в ходе опроса результаты были занесены в таблицу:
Таблица 1. Показатели умения образовывать слова-действия детей старшей логопедической группы на начало эксперимента
ФИ |
Задание |
Баллы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Ярослава Г. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
8 |
Михаил С. |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Егор К. |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
4 |
Максим Л. |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Алиса К. |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
3 |
Павел Г. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Данил Ю. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Никита К. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
Римма Л. |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
5 |
Алексей К. |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
3 |
Информация о ообразовании:
Правовая основа организации дополнительного образования детей
Закон Российской Федерации «Об образовании». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Общее руководство организацией дополнительного образования детей на уровне школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Вавкина Е.В. Система управления направлена на ...
Характеристика воспитательной работы в
подразделении
Личность человека, как правило, очень сложна. Почти каждый из нас испытывает противоречие между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворить. Появляющееся при этом «рассогласование» побуждает активно пополнять свои знания, расширять и приобретать опыт, усваивать нормы и правил ...
Теоретическое обоснование агрошколы как профильное обучение
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, н ...