Содержание работы по развитию эстетического восприятия природы по предмету «Окружающий мир»

Подробно о педагогике » Эстетическое воспитание школьников » Содержание работы по развитию эстетического восприятия природы по предмету «Окружающий мир»

Страница 2

Учащиеся с малых лет способны к мировосприятию, которое помогает учащимся ориентироваться в ценностных принципах. Об этом свидетельствует проведенное среди учащихся анкетирование «Мир Природы», где ребята отвечали на вопрос: «Что такое Природа?»

Формирование эстетических понятий у младших школьников осуществлялось с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках по ознакомлению с окружающим миром, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие эстетические закономерности.

Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром являлись уроки-экскурсии. Используются разнообразные дидактические игры социальной или природоведческой направленности на безопасном участке – лесной тропе, опушке, в сквере, парке: «Чей листок?», «Прогулка запахов» «Доброе отношение к природе» (на сбор природного материала).

Учитель при этом должен тщательно готовиться к такой экскурсии и приводить подробный план подготовки:

1. наметить тему, желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся;

2. непосредственно перед экскурсией напоминание о ее цели и месте проведения, структуре; сообщение правил безопасного поведения на местности;

3. выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся;

4. уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины;

5. продумать методику проведения экскурсионного занятия;

6. спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися;

7. продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их эстетическое восприятие, воспитанность и дисциплинированность;

8. когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Учитель предлагал детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать стихи якутских поэтов С. Данилова, И. Гоголева, загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давали детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо было уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служили дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

В нашей работе по развитию эстетического восприятия на уроках по ознакомлению с окружающим миром у младших школьников мы использовали нетрадиционный урок – праздник «Сохраним природу» (приложение 1).

В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом без признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме урока практически все ребята показали достаточно глубокие знания. Школьники выражали заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов
В преамбуле к программам по математике для средней школы 1918 года было написано: "Курс математики строится и проводится в своей программе-минимум не столько в интересах будущих математиков или будущих техников, химиков, статистиков и т.п., сколько в целях пополнения тех недостающих звеньев в ...

Как дифференцируются образовательные программы в первом и втором отделениях школы V вида
В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек. Коррекционное учреждение V вида имеет в сво ...

Экспериментально- опытная работа
Цель: - выявить уровень развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраст; В виду того, что не существует методики которая могла бы наиболее точно определить уровень познавательного интереса у каждого ученика, мы опряделяли его исходя из беседы с учителем, наблюдений за учениками ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru