Цель формирующего этапа – создать эффективные условия по развитию эстетического восприятия младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Многообразие форм подачи учебного материала и требования целостности, системности тематического структурирования реализуются посредством трехэтапной технологии подготовки учителя к занятиям в курсе «Окружающий мир». В настоящее время разрабатываются и апробируются «нестандартные» формы занятий по естествознанию, новые педагогические технологии, которые позволяют организовать исследовательскую, творческую деятельность детей, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной, познавательной, практической и художественно-эстетической работы.
На первых этапах, на уроках по ознакомлению с окружающим миром нами использовались методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников эстетические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт проведенных наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывал эмоциональные реакции учащихся, стремился сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования эстетической проблемы особую роль приобретали методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи были направлены на выявление противоречий во взаимодействии человека и природы. Стимулировали процесс развития эстетического восприятия дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам эстетического отношения к природе, знакомству с реальными местными природными условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов развития эстетического восприятия природы, учитель обращался к рассказу, который позволял детям представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность учащихся при этом стимулировала моделирование эстетических ситуаций нравственного выбора, которые обобщали опыт принятия решений учащимися, формировала ценностные ориентации, развивала эстетические интересы и потребности школьников. Кроме того, нами активизировалась потребность школьника в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяло компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов эстетического отношения к природе.
Реализация задач развития эстетического восприятия на уроках по ознакомлению с окружающим миром требовала пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;
- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;
- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают сюжетно-ролевые игры. Урок-игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная учителем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, как «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. В этом случае литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, персонаж с определенным характером и формой выражения имеет решающие дидактические задачи.
Информация о ообразовании:
Разработка оценки уровней и критериев успешности и
результаты их практического применения
Идея разработки критериев пришла, после анализа системы оценивания в Великобритании, где существуют и успешно используются в практике похожие критерии оценки и уровни. Перенос английской системы на российскую «почву» возможен только с учетом нашего содержания образовательной области Биология и соот ...
Особенности управления ВУЗом
Термин «руководство образовательным учреждением» обозначается как механизм для организации и обеспечения оптимальных условий функционирования образования на всех уровнях, «мозг» системы. Особенностью управления современной системой образования является прежде всего обеспечение руководящими кадрами ...
Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
Как известно, виды, искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства – это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют реальном пространстве. К пластическим искусст ...