Содержание работы по развитию эстетического восприятия природы по предмету «Окружающий мир»

Подробно о педагогике » Эстетическое воспитание школьников » Содержание работы по развитию эстетического восприятия природы по предмету «Окружающий мир»

Страница 1

Цель формирующего этапа – создать эффективные условия по развитию эстетического восприятия младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Многообразие форм подачи учебного материала и требования целостности, системности тематического структурирования реализуются посредством трехэтапной технологии подготовки учителя к занятиям в курсе «Окружающий мир». В настоящее время разрабатываются и апробируются «нестандартные» формы занятий по естествознанию, новые педагогические технологии, которые позволяют организовать исследовательскую, творческую деятельность детей, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной, познавательной, практической и художественно-эстетической работы.

На первых этапах, на уроках по ознакомлению с окружающим миром нами использовались методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников эстетические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт проведенных наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывал эмоциональные реакции учащихся, стремился сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования эстетической проблемы особую роль приобретали методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи были направлены на выявление противоречий во взаимодействии человека и природы. Стимулировали процесс развития эстетического восприятия дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам эстетического отношения к природе, знакомству с реальными местными природными условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов развития эстетического восприятия природы, учитель обращался к рассказу, который позволял детям представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность учащихся при этом стимулировала моделирование эстетических ситуаций нравственного выбора, которые обобщали опыт принятия решений учащимися, формировала ценностные ориентации, развивала эстетические интересы и потребности школьников. Кроме того, нами активизировалась потребность школьника в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяло компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов эстетического отношения к природе.

Реализация задач развития эстетического восприятия на уроках по ознакомлению с окружающим миром требовала пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают сюжетно-ролевые игры. Урок-игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная учителем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, как «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. В этом случае литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, персонаж с определенным характером и формой выражения имеет решающие дидактические задачи.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Проблемы организации дополнительного образования детей
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социали ...

Воспитание патриота, гражданина России на уроках изобразительного искусства
Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Патриотическая система воспитания в школе направлена на: а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры; б) формирование дух ...

Цели и задачи музейной педагогики
В настоящее время происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений. Так, глав ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru