Требования к учителю как к субъекту педагогической деятельности

Страница 2

Первые попытки профессиографического изучения педагогической деятельности были предприняты в период с середины 20-х-начала 30-х гг. прошлого столетия, о чем свидетельствуют работы Р. Кутенова, М. Рубенштейна, П. Гарибона, С. Фридмана, А. Коха, Н. Левитова и др. В конце 50-х-70-х гг. появляются крупные труды по проблеме профессиографии личности учителя. Выделяются работы Ф.Н. Гоноболина, Г.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, А.И. Пискунова, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Если проанализировать профессиограмму В.А. Сластенина, то чётко прослеживается мысль о том, что учитель должен устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями учащихся, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах.

Такие исследователи, как: Н.П. Капустин, Л.К., Шарипова, Л.И.Юхтенко), описывая функциональные обязанности учителя (воспитателя), отмечают, что учитель должен осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника, содействовать созданию благоприятных условий для формирования его личности, вносить необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания.

Таким образом, учитель координирует усилия всех взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников, коррекцию индивидуального развития учащихся класса, способствующую свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию, учитель осуществляет совместно с семьей. Получается, что работа учителя базируется на признании позиции партнерского взаимодействия участников образовательного процесса.

Не мало важное значение, при рассмотрении учителя как субъекта необходимо уделить рассмотрению выполняемых им функций, среди основных функций учителя выделяют: прогностическую (предвидение последствий складывающихся отношений между педагогами и родителями учащихся) (Л.Д. Гуткина), аналитическую (анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка), организационно-координирующую (установление связи семьи и школы), (Е.А. Александрова, Л.Д. Гуткина, Н.П. Капустин), коммуникативную (содействие в построении оптимальных взаимоотношений в системах «учителя-родители», «ученик — учитель», «ученик-родители» (Е.А. Александрова, Л.Д. Гуткина, Р.Е. Тимофеева)

Необходимо подчеркнуть, что для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. К общим способностям относятся те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным, относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической деятельностью, а специальные способности рассмотрим подробнее. К ним можно отнести:

— способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

— способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Критериальные и уровневые характеристики развития экономического мышления школьников
Ряд авторов рассматривает экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации Л.И. Абалкин определяет экономическое мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредств ...

Получение и свойства кислорода
В начале урока нужно проверить, как учащиеся подготовлены к выполнению опытов, предложив некоторым из них рассказать и показать, как они будут получать кислород и собирать его в банку, а также сжигать в нем уголь. После этого учащиеся приступают к работе. Учитель наблюдает и фиксирует свои наблюден ...

Результат исследования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх
Исследование по изучению элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх проводилось в МДОУ №36 «Росинка», в средних группах (в контрольной и экспериментальной). В качестве методов изучения элементарных математических представлений использовались: дидактические игры, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru