Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми

Подробно о педагогике » Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях » Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми

Страница 2

В зависимости от степени и характера поражения слуха, индивидуальных особенностей слабослышащего варьируются методические приемы, виды работ по развитию речевого слуха.

Работа по развитию восприятия речи на слух планируются всеми учителями и воспитателями на учебную четверть и на каждое занятие, урок. Учителя-дефектологи, проводящие специальные занятия по развитию речевого слуха, планируют также работу на неделю.

Специальная работа по развитию слухового восприятия проводится на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, групповых занятиях по развитию слухового восприятия речи.

Индивидуальные занятия, проводимые с группой из 2-3 учащихся, наиболее эффективно способствуют реализации резервов слуха учащихся: устраняется ситуативность; речевой материал для тренировки слухового восприятия подбирается более сложный, чем на уроках; имеется возможность неоднократно (до 5-6 раз) предъявит речевой стимул, что позволяет формировать фонематический слух. Дети упражняются в восприятии на слух со звукоусиливающей аппаратурой только индивидуального пользования, что формирует у них практические навыки восприятия речи окружающих в любых условиях.

Один из методических приемов проведения занятий состоит в следующем. Учитель предъявляет задание, используя экран, одному из учащихся, который воспринимает его на слух с аппаратом или без него. Другой ученик на это время выключает свой аппарат, чтобы не слышать учителя. После того, как первый ученик воспримет задание, учитель предлагает второму ученику включить аппарат, послушать, что скажет ему собеседник и ответить за экраном.

Другой прием состоит в том, что учитель предъявляет задания одновременно двум-трем учащимся.

Учащиеся воспринимают ответы друг друга на слух. При этом они определяют не только смысл сказанного, но и оценивают правильность речи одноклассников с точки зрения грамматической и произносительной. Дети находятся на оптимальном для восприятия речи расстоянии друг от друга и от учителя. Если после двух-трех предъявлений ученик не воспринимает речь товарища на этом расстоянии, то оно уменьшается.

Проведение малыми группами учащихся при правильной их организации повышает эффективность работы по развитию речевого слуха, так как:

1) увеличивается время тренировки в восприятии речи на слух для каждого ученика: оно удваивается, утраивается, в соответствии с количеством учащихся в группе;

2) дети упражняются в восприятии речи разных дикторов;

3) активизируется мыслительная деятельность учащихся в связи с тем, что в ходе занятия от них требуется самостоятельное составление устных инструкций, вопросов, обращенных к товарищам. На этих занятиях дети учатся анализировать услышанное.

На таких занятиях у детей воспитывается чувство взаимопомощи, желание помочь своему товарищу.

В 6-8 классах на специальные занятия по развитию восприятия речи на слух и коррекцию произношения выделяется 6 часов в неделю на класс независимо от количества учащихся в нем. Из них на специальную тренировку в восприятии речи на слух – 3 часа, на специальные занятия по коррекции произношения – 3 часа.

Задачи работы по развитию слухового восприятия в этих классах усложняются, занятие проходит в условиях, приближенных к естественным. Выполнение этих задач обеспечивает групповой тип занятий, при котором расширяется возможность использования разнообразных методических приемов. Увеличивается число ситуаций, возникающих при общении не двух, а четырех и более собеседников. Происходит интенсификация формирования навыков восприятия речи дикторов независимо от акустической ее характеристики, манеры говорить, свойственной разным людям. Еще одной причиной, диктующей необходимость проведения групповых занятий по развитию навыков восприятия речи на слух в средних и старших классах школы для слабослышащих детей, является важность обеспечения систематичности проведения специальных занятий со всеми учащимися класса при сокращении времени, отводимого учебным планом на них. В 6-8 классах 1-го и 2-го отделений при проведении групповых занятий по развитию слухового восприятия класс делится на группы, составленные из учащихся с примерно одинаковым снижением слуха речевым развитием. Занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю (с каждой группой) по специальной программе учителем по слуховой работе. Продолжительность одного группового занятия – 22-23 минуты.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Появление и развитие школьной и дошкольной системы образования
История развития школы начинается с древнего мира. Однако, школьная система, как мы ее знаем сейчас начала складываться в 19 веке. В данном параграфе мы рассмотрим историю формирования современного среднего образования и способы управления этой системой. В крупнейших странах Западной Европы и в США ...

Качественный и количественный анализ результатов эксперимента
Контрольный эксперимент. Цель: выявить эффективность разработанной системы развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников. В контрольном эксперименте приняла участие та же группа детей, которая ранее (в сентябре 2011г.) принимала участие в констатирующем эксперименте и затем (в период ...

Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организации их физического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции преобразования национальной системы ф ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru