Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных занятиях

Страница 2

«Факторы успеха» в овладении речью:

- биологические – слуховая чувствительность и возраст, в котором произошло снижение слуха;

- характер вторичных нарушений – уровень языкового развития к моменту начала слуховой работы в школе;

- характер дошкольной подготовки и наличие полноценной языковой среды;

- индивидуальные особенности ребенка.

Исходя из того, что слуховой ресурс ребенка – не единственное условие успеха, а также учитывая неразрывную связь развития слуха с развитием речи ребенка, можно говорить о том, что в ходе индивидуальных занятий педагог должен развивать слухо-речевых способности ребенка. Они позволяют ученику улавливать общий смысл, уточнять необходимые детали, используя для этого не только слух, но и ситуационный контекст.

Развитие слуха на индивидуальных занятиях проводится поэтапно. Требования программы, разработанных для этих занятий, определяются годом обучения, степенью снижения слуха, уровнем речевого развития детей.

В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух, как с индивидуальными слуховыми аппаратами, так и без них (Т.К. Королевская, 2004).

Например, в IX классе учащиеся должны уметь воспринимать на слух с аппаратами весь программный речевой материал на расстоянии не менее 12-12,5 м (I степени тугоухости), 10-10,5 м (II степени тугоухости), 7,5-8 м (III степени тугоухости); воспринимать на слух без аппаратов весь программный речевой материал на расстоянии не менее 8 м (I степени тугоухости), 4,5 м (II степени тугоухости), 0,6 м (III степени тугоухости).

Требования по развитию слухового восприятия школьников старших классов в программе сформулированы раздельно для 1-ого и 2-ого отделений, с учетом снижений слуха, уровня речевого развития и годом обучения. Правильный подбор детей в группу обеспечивает высокую эффективность занятия и наиболее оптимальные условия для полной реализации возможностей каждого ученика. Индивидуальные особенности группы в целом педагог должен учитывать и при планировании речевого материала для занятий.

Групповые занятия на любом этапе школьного обучения позволяют продуктивно формировать разговорную речь, учить школьников умению вести диалог. Учитель должен постоянно создавать ситуации для организации диалога между учениками, для высказываний каждого из них и восприятия речи партнерами. Именно на этих занятиях вырабатывается навык контроля не только за своей речью, но и за речью товарищей, что помогает ученикам выработать навык самоконтроля и за собственным произношением. Групповые занятия должны строиться таким образом, чтобы вся группа активно работала в течение всего занятия.

В связи с особенностями возраста и речевого развития учащихся постепенно усложняется смысловая сторона предъявляемого при тренировке материала, значительно расширяется его объем. Возрастает роль работы по обучению восприятию на слух монологической речи, текстов. Увеличивается количество материала, выбираемого учителем из газет и журналов. В этот период большое внимание уделяется также навыку восприятия на слух речи в условиях , приближающихся к естественным, когда общаются сразу несколько человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности
Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам экспертного опроса группы А) Корреляционный граф взаимосвязи блоков профессиональной компетентности (по результатам экспертных оценок группы А см. Приложение 2) Блоки профессиональ ...

Организация и методика логопедического обследования
Данное обследование проводилось на базе спец. МДОУ №79 г. Каменск – Уральского в период с 12 апреля по 14 мая 2010 года. В констатирующем эксперименте принимало участие 5 детей, в возрасте 5 – 6 лет, с диагнозом: ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии. В ходе работы были использованы: учебн ...

Личность учителя
А. Н. Леонтьев считает, что личность не должна рассматриваться как предпосылка деятельности. Личность в структуре деятельности должна быть изучена «как ее внутренний момент». Однако изучение личности «как ее внутреннего момента» является, по мнению А. Н. Леонтьева, одной из сложных проблем. А. Н. Л ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru