Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных занятиях

Страница 6

3) Работа над осмыслением содержания текста. За экраном вновь целиком воспроизводится весь рассказ.

4) На данном этапе на слух различаются фразы, слова, словосочетания текста в разных комбинациях. В некоторые предложения вносятся изменения (перестановки, дополнения и тому подобное). Каждая речевая единица повторяется несколько раз.

5) Ребенку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по тексту, воспринятые на слух (при его предъявлении до 3-5 раз) для выяснения у ребенка понимания содержания текста, основных событий, причинно-следственных связей между событиями и отношений между персонажами. В случае неудачи вопрос (поручение) повторяется сначала для слухо-зрительного восприятия, а затем – снова на слух. При восприятии на слух вопросов и заданий перед ребенком может быть опора в виде текста рассказа, или сюжетной картинки.

В дальнейшем речевой материал, связанный с прослушанным текстом и чрезвычайно актуальный для речевого общения, полезно предлагать на слух среди различного по содержанию и объему речевого материала. Закрепление нового по звучанию материала в разнообразных комбинациях способствует обучению ребенка вслушиваться в образец, моделировать высказывание, а не пытаться запомнить его, чтобы потом восстанавливать по памяти.

Подбирая текстовый материал, необходимо оценивать уровень сложности его восприятия на слух. В проекте своей авторской программы по развитию слухового восприятия П.Б.Шошин (1976) выделил основные условия, повышающие уровень сложности восприятия текста на слух:

- наличие в тексте незнакомых, малоупотребительных или сложных по звучанию слов;

- применение сложных грамматических конструкций;

- наличие вопросительных предложений;

- отклонение длины слов от оптимальной, составляющей 2-3 слога;

- употребление собственных имен, а не общих обозначений типа мальчик, тетя и так далее;

- повышенный объем теста.

Крайне важно учить слабослышащих детей вести диалоги. Собеседником вначале может быть и учитель, однако более ценно занятие с двумя учениками, ведущими беседу, или с группой детей.

Тексты-диалоги предлагают детям, освоившим восприятие на слух текстов повествовательного характера. Такие тексты должны быть составлены на основе хорошо знакомых детям ситуаций в рамках известных тем. Полезно переводить диалоги уже знакомые ученикам тексты описательно-повествовательного характера. Для того чтобы ребенок понимал задачу, которая перед ним стоит, можно использовать картинку.

Руководствуясь одним из основных принципов дидактики «от легкого к трудному», сурдопедагог должен начинать работу над текстом-диалогом с более легкого для ребенка варианта, в котором одним из участников беседы является учитель. В дальнейшем диалоги ведут двое учеников. Для равномерного течения занятия в пары (группы) следует объединять учеников, примерно равных по уровню их слухо-речевого развития.

Последовательность работы над восприятием текста-диалога повторяет последовательность слуховой тренировки в восприятии повествовательного текста. Вначале учитель на слух называет имена участников диалога, затем выкладывает смешанные таблички-реплики. Учитель на слух предъявляет первую реплику. Ученик находит соответствующую табличку и выкладывает ее. Учитель произносит ответную реплику, ученик находит и выкладывает ее, и таким образом последовательно ведется весь диалог. Если ученик неверно выбирает реплику, нужно попросить его повторить, что сказал учитель, уточнить, в чем состоит его ошибка. После учитель снова смешивает все таблички, и теперь реплики произносят сами ученики, обязательно выкладывая таблички по порядку, то есть по ходу диалога. На заключительном этапе ведется работа с вопросами и заданиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Диалогичность общения взрослого и ребенка
В педагогике накоплен огромный потенциал исследования процессов обучения и воспитания, разработки целого ряда дидактических систем. Однако следует отметить явное отставание педагогической науки от требований проблем выживания, экологии сознания человека, формирования установок и готовности личности ...

Типы читателей
В. П. Белянин выделяет два типа читателей художественных текстов. Реципиенты первого типа интерпретируют текст в пределах авторской концепции, которая определяется самим текстом. В этом случае проекция текста, выстроенная реципиентом, максимально приближена к смыслу, вложенному в текст его автором. ...

Результат исследования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх
Исследование по изучению элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх проводилось в МДОУ №36 «Росинка», в средних группах (в контрольной и экспериментальной). В качестве методов изучения элементарных математических представлений использовались: дидактические игры, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru