Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных занятиях

Страница 1

Прежде чем определить задачи работы по развитию слуха детей, следует подчеркнуть большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие - даже на некотором расстоянии, третьи без аппарата воспринимают речь на небольшом расстоянии, четвертые – на значительно большем. Однако учитель ставит общую задачу применительно ко всем детям. В отличие от других общеобразовательных предметов специфика слуховой работы – это не сообщение ученикам новых знаний, а развитие определенных способностей, навыков, которыми школьники могут воспользоваться в определенных условиях.

Раздел работы по развитию слухового восприятия следует рассматривать в контексте общей системы развивающего обучения детей. Специфика работы на индивидуальных занятиях требует необходимых условий:

- использование определенного типа электроакустической аппаратуры;

- дозированного усложнения предъявляемого речевого материала;

- определенного речевого оформления реакции ребенка и так далее.

Наибольшую часть учебного материала в школе дети усваивают посредством речевого общения с учителем и учащимися. Вследствие этого особое значение придается акустическому анализатору, поскольку именно слух осуществляет важнейшую функцию в период формирования речи ребенка, а позже – в речевом общении .

Слуховая работа, по мнению П.Б. Шошина это «… совокупность знаний, направленных на то, чтобы научить ребенка извлекать максимум пользы из своего неполноценного слуха. Она предусматривает:

- повышение эффективности (а при необходимости – предварительное формирование) слухового восприятия речи;

- привлечение слуха ребенка для работы по улучшению качественных показателей звучания его речи;

- совершенствование восприятия неречевых звуков;

- элементы эстетического воспитания на ритмическом и музыкальном материале;

- обучение использованию коллективной и индивидуальной слуховой работы в различных акустических условиях; тренировку восприятия не усиленного звука;

- технический инструктаж по элементарным вопросам эксплуатации звукоусиливающей аппаратуры».

Основной эффективностью в работе по развитию слухового восприятия является тщательный учет возможностей каждого ученика, а индивидуальные занятия позволяют обеспечить это наилучшим образом. На индивидуальных занятиях можно в полной мере учесть особенности каждого ребенка и работать с ним в соответствии с его слуховыми возможностями, уровнем развития речи, состоянием произносительных навыков, подготовленностью к целенаправленной деятельности. В процессе слуховой тренировки возможности восприятия речи на слух проявляются по-разному и не всегда согласуются с состоянием тонального слуха.

Боязнь предложить ребенку слишком сложный материал может привести к тому, что учитель будет использовать на занятии заведомо простой для восприятия на слух речевой материал. В этом случае процесс развития речевого слуха ученика будет тормозиться. Предъявление же слишком сложного материала не позволит слуху ученика успешно развиваться. Вот почему индивидуальные занятия представляют для педагога особый интерес: на них он может достаточно часто исследовать «зону ближайшего развития» ученика, чтобы постоянно корректировать свою работу с целью стабильного сохранения условий, в которых ребенок сможет успешно реализовать все имеющиеся у него в данный момент возможности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Учитель как субъект общения
Необходимо заметить, что анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Ни для кого не секрет, что всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основ ...

Экспериментальное изучение развития образной памяти старших дошкольников
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявления образной памяти у детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в игровой деятельности. Задачи: 1. отобрать необходимый психодиагностический инструментарий с целью определения уровня развития образной памяти у старших дошкольников; ...

Говорение, как вид иноязычной речи
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа на вопрос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru