Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных занятиях

Страница 3

На завершающем этапе обучения дети учатся воспринимать любой материал, который становится «свободным». Усложняются и условия его восприятия: значительную часть материала ученики воспринимают в аудиозаписи, по телефону, радио, телевизору (Т.К. Королевская. 2004).

Программа по развитию слуха предполагает однозначную трактовку задачи, стоящей перед педагогом на индивидуальном занятии, - обучение слабослышащих школьников восприятию речи с индивидуальным слуховым аппаратом на все увеличивающемся от диктора расстоянии.

На индивидуальных занятиях основным способом восприятия речевого материала является слуховое. В настоящее время на этих занятиях используется аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие в ходе слуховой тренировки не только целостных речевых единиц, но и в случае необходимости анализ материала на уровне слов, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемую на слух единицу.

В ходе работы дети выполняют поручения, отвечают на вопросы, воспринимают на слух тексты, вопросы и задания к ним, пишут слуховые диктанты.

Речевой материал для его восприятия на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) на четверть и на одно индивидуальное занятие следует подбирать из разных тем.

Необходимым условием наиболее полного понимания речи окружающих служит возможность его осознанного восприятия. Такое восприятие предполагает высокую степень овладения языком. Материал, подкрепленный предметной связью, то есть знакомый, более успешно воспринимается на слух даже нормально слышащими людьми. В экспериментах Н.И. Зимкина и Д.И. Эйдлина было показано, что расстояние, достаточное для восприятия знакомых слов, в 20-30 раз превосходит то расстояние, на котором воспринимаются слова незнакомые.

На этом основании выдвинуто требование к тому речевому материалу, которые ученики слушают на индивидуальных занятиях: смысловое содержание материала должно быть знакомо детям.

Второе требование к подбору речевого материала – он должен быть актуальным.

Третье требование - коммуникативная направленность речевого материала. Как правило, школьникам на слух предъявляются тексты повествовательно характера. Их содержание может быть актуальным для детей, однако коммуникативная направленность при этом может отсутствовать.

Речевой материал должен соответствовать основным программным задачам работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на конкретном этапе. Это четвертое требование. Это означает, что из знакомого и актуального для целей общения речевого материала на начальном этапе обучения выбирается материал с разной слоговой и ритмической структурой, то есть акустически противопоставленный и при этом наиболее доступный для устного воспроизведения детьми. Это необходимо для того, чтобы не ставить пред ребенком одновременно две новые трудные задачи, с которыми он справиться не сможет.

Пятым базовым требованием к подбору речевого материала для развития слухового восприятия является учет индивидуальных возможностей ребенка. Уникальность индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия заключается в возможности работать по-разному с каждым ребенком, учитывая актуальный уровень развития его слухового восприятия и словесной речи. Отличительные особенности каждого ребенка впервые выявляются в процессе проверок, которые проводятся при его поступлении в школу. На основании этих проверок педагог получает первоначальное представление о том, какого характера и объема речевой материал можно использовать в работе с конкретным ребенком на занятии. Однако результаты первоначальных проверок не дают полного представления об индивидуальных особенностях ребенка, они должны быть дополнены и уточнены в процессе дальнейших занятий. На основании такого совокупного анализа выявляются более тонкие индивидуальные особенности каждого ученика, учет которых и позволяет сделать процесс его обучения особенным, отличным от других детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Анализ данных экспертного опроса с использованием контент - анализа
Использование контент - анализа применительно к ответам на открытые вопросы экспертов дошкольных образовательных учреждений позволяет выявить дополнительные содержательные характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ. ...

Организация и методы исследования
Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г. Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способ ...

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного студенткой на логопункте СОШ №2
Дата проведения: 24 апреля 2013 г. Тема: Дифференциация Ш-Щ. Цели: 1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ», закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ». 2. Формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах. 3. Развитие фонематического восприятия. 4. Формирование на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru