- метод переубеждения;
- метод переучивания;
- метод “реконструкции характера”.
Метод переубеждения - это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение воина с целью восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств. Его содержание должно соответствовать природе обновления общества и его Вооруженных Сил.
Действенность метода переубеждения зависит от личного авторитета воспитателей, единства их слова и дела, нравственного содержания выполняемых действий.
В реальной практике переубеждение дополняется методов переучивания, который предназначен для изменения отрицательного жизненного опыта, восстановления здоровых социальных потребностей и привычек военнослужащих. Метод переучивания осуществляется с помощью приемов отучения и приучения. Прием отучения предполагает запрет, контроль и проверку выполнения различных педагогических требований. Параллельно с отучением осуществляется приучение в целях формирования у трудных воинов положительных качеств и привычек поведения. Приучение эффективно тогда, когда соблюдается регулярность, систематичность и последовательность нравственных действий и упражнений.
Переучивание в воспитательной деятельности офицеров опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методов “реконструкции характера”. Данный метод способствует становлению всего ценного и положительного в характере и поведении трудного воина. Основное содержание метода “реконструкции характера” заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воина, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного поведения личности на основе выявленных качеств, при прогнозировании в процессе видоизменения отрицательных качеств, которые воин ложно понимает как позитивные, в положительные /например, самоуверенность - в уверенность, критиканство - в критичность/.
Вторая подгруппа методов реализует исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса - методы “взрыва”, разрыва нежелательных контактов.
Метод “взрыва”, сущность которого заключается во внезапном раскрытии перед воином степени его педагогической трудности, содержания его отклонений в поведении от уставных норм в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. Воину уже очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему стать лучше, искоренить различные отклонения в поведении.
Наряду с методом “взрыва” применяется метод разрыва нежелательных контактов трудного воина. Данный метод осуществляется посредством следующих приемов: перемещение воина внутри коллектива подразделения, перевод воина в другое подразделение, в другую часть.
Третья подгруппа методов реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса:
- метод критики и самокритики;
- метод опосредованного педагогического воздействия;
- метод перспективных линий.
Метод критики и самокритики применяется при устранении у трудных воинов негативных личностных качеств, развития у них высокого чувства ответственности за свое поведение и состояние воинской дисциплины. Основное внимание воспитателей уделяется раскрытию причин негативных качеств, поиску педагогических путей для их устранения и оперативному принятию профилактических мер для их предотвращения.
В воспитательной деятельности применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных воинов, воспитатели вместо непосредственного воздействия на них обращаются к помощи коллектива. При этом создается такая обстановка, когда в процессе профилактики и перевоспитания участвует уже сам коллектив.
Существует еще подгруппа методов, реализующая стимулирующую и побуждающую к самоисправлению функцию - это методы самоисправления, соревнования.
Активность перевоспитуемого воина в перестройке и переделке собственного внутреннего мира выражается в методе самоисправления. Самоисправление трудных воинов осуществляется с помощью приемов самоанализа, самооценки, самоутверждения.
3 группа методов воспитательного процесса, реализующая технологию воспитания, называется методы организации воспитательных воздействий:
- планирование воспитательных воздействий;
- постановка задач воспитательного характера;
- контроль деятельности и поведения военнослужащих;
- оценка действий и поступков.
Важную роль в технологическом процессе воспитания играют воспитательные средства. Под средствами понимаются различные виды воинской деятельности и воинской дисциплины. К таким средствам относятся:
- вовлечение воинов в систему воинской деятельности в части;
- учебно-боевая деятельность по повышению военно-профессиональ-ного и интеллектуального уровня развития воинов;
Информация о ообразовании:
Методики диагностики физического здоровья дошкольников
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Педагогический эксперимент. 3. Тестирование. 4. Методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теорет ...
Портрет современного контрактника
Кто сегодня идет служить в контрактники? Чем интересуются военнослужащие по контракту? О какой зарплате они мечтают? Весной пошлого года Минобороны исследовало мнение 745 граждан, пребывающих в запасе, проживающих на территории всех военных округов и состоящих на воинском учете в 19 военных комисса ...
Качество подготовки специалистов
Требования при приёме. Порядок приема молодежи на обучение определяется законом "Об образовании" РФ, типовым положением об учреждении НПО, Уставом ГОУ НПО ПУ № 73, внутриучилищным локальным актом "Правила приема в училище и отчисления из училища". Внутренний локальный акт приним ...