Современная социально-культурная ситуация в России и место образования

Страница 2

По мнению П. Г. Щедровицкого в сфере образования накопилось три группы системных проблем.

1) Зауженная образовательная мобильность

2) Устаревшая технологическая инфраструктура.

3) Кадры, которые принимают участие в учебном процессе, Только 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения.

Цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни вывалилась на обочину идущих в обществе процессов и никак не может найти новый формат своего функционирования.

Перед образованием возникают две разномасштабные задачи: Одна — просто-напросто выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А другая — соответствовать вызову времени.

Вызов заключается прежде всего в формировании через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Потому что одна из характерных особенностей нынешнего состояния — это неготовность российского массового сознания к новым условиям жизни, за которыми будущее.

Второе — формирование кадров для нового общества

По мнению Г. Копылова образование должно давать возможность человеку двигаться: оно должно давать не перспективу, а возможность. И тут возникает 2 варианта. Первый – система образования может предоставить человеку силу: силу строить свой жизненный путь, силу участвовать в общественной жизни, в предпринимательстве, в науке, в истории. Второй – возможность через условия – возможность встраиваться в социальные институты, строить карьеру обучаясь и повышая квалификацию. Первый тип центрирован на человеке и хорош в «эпоху перемен», развивает мышление, предприимчивость, самостроительство. Второй – обеспечивает систему, является ее частью (в этом случае система образования должна быть очень тесно интегрирована с обществом, любому выпускнику должна быть ясна система карьерных коридоров и правил движения по ним). Образование второго типа эффективно только в условиях стабильных общественных структур, когда в принципе можно выбирая профессиональную область, распланировать жизнь до самой пенсии. Но эти условия не выполняются в современной России.

Сегодня ни школа, ни ВУЗы не являются источником развития страны, не создают «мосты» соединяющее настоящее с будущим. Школа продолжает жить по инерции.

Закономерным результатом является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально-экономических проблем и формирования человека «нового типа».

Программа модернизации системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие Человеческого потенциала»

В 2001 году Главным управлением образования администрации Красноярского края была начата разработка программы модернизации краевой системы дополнительного образования «Поколение XXI: развитие Человеческого потенциала».

Дополнительное образование в Красноярском крае можно было разделить на 2 сектора. Первый сектор носил массовый характер, существовал в учрежденческо-кружковом формате (кружки, секции, студии занимавшиеся танцами, лепкой, вышиванием, и т.д.) и в основном служил для того, чтобы «занимать» ребенка в свободное от школы время.

Второй сектор - инновационные образовательные проекты и программы такие как «НООГЕН», «Краевая Летняя Школа» и т.д. Этот сектор был слабо оформлен, представлен небольшим количеством проектов и не был рассчитан на широкий круг участников.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Взаимосвязь изучаемого материала с жизнью учеников
Как можно научить детей «понимать» и одновременно благоговеть перед чем-то, что выше их (да и нашего) понимания? Пробудить в ребенке чувство благоговения можно лишь в том случае, если мы поможем ему увидеть действия Бога в его жизни, учитывая его знания об окружающем мире, способности его рассудка. ...

Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфии, отражающих различное состояние науки на момент их разработки, а также свидетельствующих о разном ...

Методы развития коммуникативных способностей у детей с заиканием
Заикание существенно отражается на формировании личности. Хронификация этой речевой патологии часто приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации. По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, которая развивается в процессе деятельно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru