Направления развития профессионального мастерства учителя

Страница 6

1. Идентификация с учениками, предполагающая не панибратство, а реальное соучастие, когда учитель не рядом с учащимися, а вместе с ними и чуть впереди их.

2. Согласование на всех этапах организации учебной деятельности, как основной механизм «ухода» от противостояния и псевдодеятельности.

3. Реальное обеспечение условий добровольного включения в учебный процесс через внутреннее принятие школьниками учебных задач.

4. Осознанный запрет на преподнесение готового учебного содержания до тех пор, пока школьники не поймут, что без помощи учителя им новое содержание не освоить.

Организуя совместную деятельность, учитель также должен вовремя отдать на откуп учащимся то, что они уже умеют делать сами, без его непосредственной помощи, не доводя какое-то действие до автоматизма, оставляя пространство для посильной трудности, которую ученик должен преодолеть сам. Преодоление доступных трудностей, находящихся в «зоне ближайшего развития», интенсифицирует процесс развития личности, вызывает у него духовный подъём, укрепляет веру в свои силы.

В процессе правильно организованной совместной деятельности формируется отношение к ней как интересной, нужной, личностно значимой. Такая деятельность охотно, с желанием выполняется школьниками, что создаёт условия для закрепления у них таких нравственных качеств, как гражданское отношение к учёбе, труду, ответственность за дело и его результат, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, внутренняя организованность, дисциплина, инициативность.

В процессе совместной с учителем - деятельности у школьника формируется отношение к себе как "к яркой индивидуальности, укрепляется понимание того, что свою жизнь надо учиться строить самому, появляется уверенность в решении достаточно сложных задач, вера в успех, увлечённость, оптимизм, стремление стать лучше.

Ситуативное лидерство, взаимопомощь в ходе совместной работы создают возможность для творческого самоутверждения учащихся. Чувство товарищества, защита от некомпетентных оценок создают эмоциональный комфорт, снимают страх проявления инициативы.

Совместная деятельность открывает широкие возможности для активизации личностного развития за счёт информационного обмена, а также наиболее продуктивных способов работы.

Таким образом, совместная деятельность, организуемая в учебном процессе, является условием организации воспитания в процессе учения, обеспечения учебно-воспитательного процесса, катализатором обновления воспитательной системы, усиления воспитательной функции образовательных структур.

То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы; напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием — усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя).

Требования, предъявляемые к деятельности педагога, должны быть учтены при подготовке учителя как профессионала. Ему надо обеспечить достаточное общее и специальное образование, включающее теоретические и практические курсы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Проблемы организации дополнительного образования детей
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социали ...

Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является ...

Анализ влияния информационной культуры личности на социализацию студентов среднего профессионального образования
Для анализа влияния информационной культуры личности на социализацию студентов среднего профессионального образования приведены исследования социолога Тычковой Татьяны Вячеславовны. Первое социологическое исследование, пилотное, было проведено в марте 2006 года с целью уточнения содержания понятия ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru