Пути развития педагогических способностей и достижения педагогического мастерства различны, многообразны и нашли достаточно полное отражение в психолого-педагогической литературе и в творческой практике многих педагогических учебных заведений страны. Большим подспорьем может быть передовой и новаторский опыт школьных учителей. Подчеркнем, что передовым является тот педагогический опыт, который дает хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Новаторский опыт характеризуется новыми идеями, новыми методами и приемами в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
Очень существенным является то обстоятельство, что «опыт педагогов-новаторов технологичен, т.е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех, получают воплощение в конкретных приемах, способах, методах, которыми можно овладеть».
Широкое распространение получило использование методов социально-психологического тренинга (СПТ) с различными названиями — «активное социальное обучение», «группа открытого общения», «учебно-тренировочная группа», «активное социально-психологическое общение» и пр.
Интересен опыт работы научно-практического семинара для работников народного образования и школьных учителей Москвы и ряда городов страны под руководством Л.М. Митиной. Задачей семинара являлось «постепенное осознание учителем возможности и необходимости работать по-новому, на принципах личностного отношения к ребенку, получения удовольствия и удовлетворения от своей работы, творческого развития личности, как ребенка, так и учителя»
На наш взгляд, особую роль в обеспечении учебно-воспитательного процесса и в педагогической деятельности как таковой, приобретает организация совместной деятельности учителя и учащихся.
Только в процессе совместной деятельности «учитель-ученик» отношения становятся осязаемыми, а потому поддающимися осмыслению, анализу и при необходимости корректировке.
Для более точного описания совместной деятельности можно схематично представить её структуру как последовательно совершаемые учителем вместе со школьником следующие действия:
1) постановка вместе со школьниками учебных задач;
2) мотивация участников учебного процесса;
3) отбор содержания и средств достижения задач;
4) совершение практического действия;
5) анализ полученного результата;
6) его оценка.
Совместная деятельность — это планомерная деятельность учителя и учащихся над определением задач урока, выбором средств её достижения, осуществлением задуманного и анализом полученного результата.
В совместной деятельности возникает система воспитательных отношений: межролевых, в основе которых общая забота о результатах учения, и межличностных, основанных на товарищеском уважении и внутренней требовательности всех участников учебного процесса к себе, что и создаёт условия для работы по самостроительству личности.
Без осмысленной, целенаправленной организации совместной деятельности учителя и учащихся на уроке воспитательную функцию в учебном процессе реализовать не представляется возможным.
Совместная деятельность может быть организована только на основе субъект-субъектных отношений, активного взаимодействия участников на основе сотрудничества. Необходимо знать о четырех основных правилах организации совместной деятельности, благодаря выполнению которых учитель будет принят школьниками как сотрудник.
Информация о ообразовании:
Описание существующего опыта работы по билингвальным программам в школах
России
Познакомимся с опытом преподавателя иностранного языка В.В. Коротенковой. В школе-комплексе иностранного языка (немецкого, французского, латинского) ведется с 1992 г. В настоящее время обучение второму иностранному языку начинается: - в восьмом гуманитарном классе и продолжается в течение четырех л ...
Появление и развитие школьной и дошкольной системы образования
История развития школы начинается с древнего мира. Однако, школьная система, как мы ее знаем сейчас начала складываться в 19 веке. В данном параграфе мы рассмотрим историю формирования современного среднего образования и способы управления этой системой. В крупнейших странах Западной Европы и в США ...
Теоретические основы творческого развития познавательного интереса
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть ...