Пути развития педагогических способностей и достижения педагогического мастерства различны, многообразны и нашли достаточно полное отражение в психолого-педагогической литературе и в творческой практике многих педагогических учебных заведений страны. Большим подспорьем может быть передовой и новаторский опыт школьных учителей. Подчеркнем, что передовым является тот педагогический опыт, который дает хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Новаторский опыт характеризуется новыми идеями, новыми методами и приемами в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
Очень существенным является то обстоятельство, что «опыт педагогов-новаторов технологичен, т.е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех, получают воплощение в конкретных приемах, способах, методах, которыми можно овладеть».
Широкое распространение получило использование методов социально-психологического тренинга (СПТ) с различными названиями — «активное социальное обучение», «группа открытого общения», «учебно-тренировочная группа», «активное социально-психологическое общение» и пр.
Интересен опыт работы научно-практического семинара для работников народного образования и школьных учителей Москвы и ряда городов страны под руководством Л.М. Митиной. Задачей семинара являлось «постепенное осознание учителем возможности и необходимости работать по-новому, на принципах личностного отношения к ребенку, получения удовольствия и удовлетворения от своей работы, творческого развития личности, как ребенка, так и учителя»
На наш взгляд, особую роль в обеспечении учебно-воспитательного процесса и в педагогической деятельности как таковой, приобретает организация совместной деятельности учителя и учащихся.
Только в процессе совместной деятельности «учитель-ученик» отношения становятся осязаемыми, а потому поддающимися осмыслению, анализу и при необходимости корректировке.
Для более точного описания совместной деятельности можно схематично представить её структуру как последовательно совершаемые учителем вместе со школьником следующие действия:
1) постановка вместе со школьниками учебных задач;
2) мотивация участников учебного процесса;
3) отбор содержания и средств достижения задач;
4) совершение практического действия;
5) анализ полученного результата;
6) его оценка.
Совместная деятельность — это планомерная деятельность учителя и учащихся над определением задач урока, выбором средств её достижения, осуществлением задуманного и анализом полученного результата.
В совместной деятельности возникает система воспитательных отношений: межролевых, в основе которых общая забота о результатах учения, и межличностных, основанных на товарищеском уважении и внутренней требовательности всех участников учебного процесса к себе, что и создаёт условия для работы по самостроительству личности.
Без осмысленной, целенаправленной организации совместной деятельности учителя и учащихся на уроке воспитательную функцию в учебном процессе реализовать не представляется возможным.
Совместная деятельность может быть организована только на основе субъект-субъектных отношений, активного взаимодействия участников на основе сотрудничества. Необходимо знать о четырех основных правилах организации совместной деятельности, благодаря выполнению которых учитель будет принят школьниками как сотрудник.
Информация о ообразовании:
Разрыв между уровнем математических знаний
выпускников школы и требованиями вузов
В преамбуле к программам по математике для средней школы 1918 года было написано: "Курс математики строится и проводится в своей программе-минимум не столько в интересах будущих математиков или будущих техников, химиков, статистиков и т.п., сколько в целях пополнения тех недостающих звеньев в ...
Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и
психологов
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является ...
Детское мышление и поведение
«Замечая в дитяти пробуждающееся чувство и мысль, нужно дать ему угодную христианину пищу. Эта пища преимущественно заключается в религиозных понятиях. Пусть на первом месте дитяти слышится сладчайшее имя Господа Иисуса; пусть первый луч сознания упадает на понятие о Боге, нашем Творце, Вседержител ...