Направления развития профессионального мастерства учителя

Страница 5

Пути развития педагогических способностей и достижения педагогического мастерства различны, многообразны и нашли достаточно полное отражение в психолого-педагогической литературе и в творческой практике многих педагогических учебных заведений страны. Большим подспорьем может быть передовой и новаторский опыт школьных учителей. Подчеркнем, что передовым является тот педагогический опыт, который дает хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Новаторский опыт характеризуется новыми идеями, новыми методами и приемами в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

Очень существенным является то обстоятельство, что «опыт педагогов-новаторов технологичен, т.е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех, получают воплощение в конкретных приемах, способах, методах, которыми можно овладеть».

Широкое распространение получило использование методов социально-психологического тренинга (СПТ) с различными названиями — «активное социальное обучение», «группа открытого общения», «учебно-тренировочная группа», «активное социально-психологическое общение» и пр.

Интересен опыт работы научно-практического семинара для работников народного образования и школьных учителей Москвы и ряда городов страны под руководством Л.М. Митиной. Задачей семинара являлось «постепенное осознание учителем возможности и необходимости работать по-новому, на принципах личностного отношения к ребенку, получения удовольствия и удовлетворения от своей работы, творческого развития личности, как ребенка, так и учителя»

На наш взгляд, особую роль в обеспечении учебно-воспитательного процесса и в педагогической деятельности как таковой, приобретает организация совместной деятельности учителя и учащихся.

Только в процессе совместной деятельности «учитель-ученик» отношения становятся осязаемыми, а потому поддающимися осмыслению, анализу и при необходимости корректировке.

Для более точного описания совместной деятельности можно схематично представить её структуру как последовательно совершаемые учителем вместе со школьником следующие действия:

1) постановка вместе со школьниками учебных задач;

2) мотивация участников учебного процесса;

3) отбор содержания и средств достижения задач;

4) совершение практического действия;

5) анализ полученного результата;

6) его оценка.

Совместная деятельность — это планомерная деятельность учителя и учащихся над определением задач урока, выбором средств её достижения, осуществлением задуманного и анализом полученного результата.

В совместной деятельности возникает система воспитательных отношений: межролевых, в основе которых общая забота о результатах учения, и межличностных, основанных на товарищеском уважении и внутренней требовательности всех участников учебного процесса к себе, что и создаёт условия для работы по самостроительству личности.

Без осмысленной, целенаправленной организации совместной деятельности учителя и учащихся на уроке воспитательную функцию в учебном процессе реализовать не представляется возможным.

Совместная деятельность может быть организована только на основе субъект-субъектных отношений, активного взаимодействия участников на основе сотрудничества. Необходимо знать о четырех основных правилах организации совместной деятельности, благодаря выполнению которых учитель будет принят школьниками как сотрудник.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Вероятностное образование
В противоположность традиционному учебному процессу, где абсолютным законом является так называемая школьная программа, которая составлена заранее и которую требуется «проходить», жестко планируя и расписывая наперед учебное время, вероятностное образование отказывается от самой идеи учебного плана ...

Результаты реализации программы по адаптации детей к условиям детского сада
Прошло некоторое время с тех пор, как ребенок впервые пришел в детский сад. Для подведения итогов адаптационного периода собирается педагогический коллектив группы. Всесторонне обсуждаются настроение, самочувствие, аппетит, сон, заболеваемость, активность ребенка во всех видах деятельности. После о ...

Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного процесса
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях. Интерес, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru