Все это не позволяет относить такой мониторинг к педагогической системе, ориентированной на сохранение здоровья школьников. Разработанная и апробированная в ходе экспериментальной работы программа мониторинга целостного развития учащихся Мироновой Е.В. удовлетворяет современным требованиям и будет полезна в практической деятельности педагогическим работникам, занимающимся проблемами здоровьесбережения детей.
Целями мониторинга являются: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.
Целостное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам: – физическое развитие школьника и его здоровье;
– социальное развитие и здоровье учащегося;
– психологическое развитие и здоровье ребенка.
По каждому компоненту выделяются четыре уровня в зависимости от степени сформированности критериев и показателей развития учащихся. В зависимости от полученных результатов определяются группы детей и пути работы по проблемам, выявленным в ходе мониторинга. Критериями физического здоровья выступают медицинские показания школьника и уровень его физической подготовленности. Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету "физическая культура" изложены в "Программе физического воспитания учащихся 1–11-х классов" и измеряются три раза в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический (низкий), тревожный (ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего) и высокий уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить их динамику.
Социальное здоровье ребенка представляет совокупность социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для конкретных учащихся, коллектива школы и всего общества. Критериями сформированности социального здоровья выступают уровень воспитанности, обученность детей и социальный статус в ученическом коллективе. Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. При этом если какая-то сторона поведения ребенка получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая будет соответствовать тревожному уровню. При выведении оценки уровня воспитанности используется весь педагогический инструментарий привлечения школьника к самооценке, система сочетания которой с оценкой позволяет ребенку корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. В качестве диагностической процедуры можно использовать методику Н.П. Капустина.
Информация о ообразовании:
Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития
музыкальности ребенка в процессе элементарного музицирования
По названной проблеме существует следующая учебно-методическая литература. Программа музыкального воспитания принадлежит к новому поколению развивающих педагогических технологий. Традиции музыкального воспитания детей имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного воспитания, и методы народ ...
Анализ интервью учителей общей биологии
Чтобы иметь представление, какими критериями оценки пользуются учителя биологии старших классов, мы провели с ними интервью. Предлагалось ответить на несколько вопросов по поводу используемых критериев оценки. Мы выяснили, что они пользуются общими критериями оценки и стандартом по предмету биологи ...
Категориальный анализ
Как уже говорилось выше, понятие "деятельность" охватывает и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурный, и духовный уровень. В общей психологии представлена своя модель действий, в которой они рассматриваются как процессы, подчинённые осознаваемой потребности и цели. ...