Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации", "О проведении в Российской Федерации Года молодежи" и др.
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.
В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной.
Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.
Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования потребности в здоровом образе жизни младших школьников в условиях образовательного учреждения.
Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с младших классов, данное исследование весьма актуально. Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: "Формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни".
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.
Цель: выявить педагогические условия формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1) изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) определить особенности формирования потребностей у младших школьников в здоровом образе жизни;
3) проанализировать существующий педагогический опыт формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни;
4) выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования потребностей у младших школьников в здоровом образе жизни.
Гипотеза: формирование у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни будет эффективным, если:
- образовательное учреждение в своей урочной и внеурочной деятельности использует потенциал различных социумов (семьи, милиции, молодежных организаций, домов творчества, спортивных клубов), которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования культуры здорового образа младших школьников;
- в содержание образовательного процесса образовательного учреждения внедряются инновационные здоровьесберегающие технологии, способствующие формированию стремления к ведению культуры здорового образа;
- деятельность учителя направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей;
- приоритетным направлением в работе образовательного учреждения с семьей является ее участие в формировании культуры здорового образа жизни.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Статистическая обработка данных эксперимента.
Информация о ообразовании:
Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, ...
Педагогическая работа с одаренными детьми
одаренный педагогический школа ребенок Принято считать, что диагностика одаренности – дело психологов, а обучение, равно как воспитание и развитие, – обязанность педагогов и родителей. Однако со стороны педагогов возникают вопросы, может ли развивать одаренность (потенциал личности) тот, кто не спо ...
Теоретическая подготовка дошкольника в процессе
физического воспитания
Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. Целью образования в области физической культуры в дошкольных учреждениях является поэтапное достижение свойственного каждому возрастному п ...