Значение Евангельских притч

Страница 2

Определившись между добром и злом, душа дает разуму правильное направление. Внушая полезное, разум ведет человека по пути богоугодных дел, вырабатывая у него навыки доброй жизни.

Человек призван Богом в этот мир из небытия. Получив божественный дар жизни, он должен быть ответственен за него, но одни ищут в этом мире наслаждения, другие – пользы, а третьи сознают себя предстоящими Высшему и Священному, ощущают себя призванными и ответственными.

«Это чувство предстояния и призванности, - писал И.А. Ильин, - сразу успокаивает их и тревожит: успокаивает – ибо дает им ощущение высшей «водимости», творческой основы, жизненного смысла и собственного достоинства; тревожит – ибо вызывает в них живое чувство духовного задания, высшей ответственности и собственного несовершенства. Это возлагает на них обязанность не мириться со всем тем, что происходит в них и во внешнем мире, обязанность оценивать, искать верных мерил, выбирать, решать и творить. Это зовет их сразу к труду, к дисциплине и к вдохновению. Такое удостоверение в собственной духовности и приятие ее - есть первооснова живой религиозности. Ибо то Высшее, чему предстоит, есть Господь, Его зовы и Его Божественные излучения. И призвание человека определяется именно свыше. И духовное измерение человеческой жизни и всех ее дел имеет тот же источник. И ответственность человека есть в последнем измерении всегда ответственность перед Богом.

Само собой разумеется, что человек не всегда отчетливо сознает это и редко может точно выговорить ощущаемое. Но это ничего по существу не меняет. Сознание есть не первая и не важнейшая ступень жизни, а вторичная, позднейшая и подчиненная».

В своей книге «Православная школа» игумен Георгий (Шестун) пишет: «Понимая, что «культурно-творящий человек» (И.А. Ильин) есть духовный человек, мы позволим дать свое определение одаренности.

Одаренность – открытие человеком в себе духовной жизни и способность творчески, т.е. самостоятельно и выразительно, проявить свой внутренний мир».

К сожалению, в современном мире одаренность понимается не как особое предназначение человека в этом мире, как его способность к духовному творчеству в различных сферах деятельности, а низводится до профессиональной подготовки.

И.А. Ильин различает две способности к духовному творчеству:

а) творческое созерцание;

б) способность легкого и быстрого проявления, яркого выражения своего внутреннего мира.

Вторую способность И.А. Ильин обозначает понятием талант. «Талант, - считает он, - есть дар легко и быстро, ярко и легко выражать все, что проносится через внутренний мир человека».

Наличие таланта определяет не то, что человек делает, а лишь то, насколько ярко, выразительно, естественно и с легкостью он это делает. Если к этой способности добавляются техническое мастерство, опыт и умение, талант завораживает сам по себе, заслоняя проявляемое содержание.

Талант понуждает к проявлениям даже тогда, когда ему нечего сказать, когда он оторван от «таинственных родников духа» (И.А. Ильин), творческого созерцания, пуст и беспочвен, не имеет своего духовного опыта. В такие моменты он начинает жить случайным, заимствованным или совершенно недуховным содержанием.

«Такие таланты, - по словам И.А. Ильина, - часто бывают «медиумичны» - не в спиритическом, а в творческом смысле. Это не они творят, а через них несется и проносится разнообразное, разнокачественное, случайное, чаще дурное, чем хорошее, жизненное содержание: ветр жизни или вихрь страстей вдувает в них всякую всячину, а они ее более или менее талантливо вышвыривают. Такой талант есть не духовная личность и не творческий характер, а какая-то пропускная инстанция, медиум своих собственных страстей, своей эпохи, своей толпы, а иногда и просто своей житейской карьеры. С таких людей обыкновенно и не взыскивают строго ни за их выверты в искусстве, ни за их зигзаги в жизни и политике. За ними как бы признается привилегия безответственности: чем талантливее, тем безответственнее, и даже скандальные выходки самого дурного тона сходят за что-то вроде «проявления священного огня».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Организация и методика логопедического обследования
Данное обследование проводилось на базе спец. МДОУ №79 г. Каменск – Уральского в период с 12 апреля по 14 мая 2010 года. В констатирующем эксперименте принимало участие 5 детей, в возрасте 5 – 6 лет, с диагнозом: ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии. В ходе работы были использованы: учебн ...

Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Последствиями слепоты являются: • ограниченность двигательной сферы; • неполнота содержани ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией и легкой степенью дизартрии
«Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии…Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад , единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы относят ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru