Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, то есть за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S = 0,5 * N - 2,8n / t
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений предметов на рисунке 3, просмотренных ребенком за время работы;
t - время работы;
n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 минуты), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график (Приложение 3), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе:
10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла
2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла
0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла
Критерии оценки устойчивости внимания
10 баллов - все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1
8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3
4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, его кривая похожа на график 5.
Выводы об уровне развития
10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая
8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая
4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя
2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая
2.2 Результаты исследования внимания у дошкольников с ОНР
По итогам проведенного эксперимента получены данные, которые отражены в таблицах и диаграммах.
Таблица 2
Результаты выполнения методики "Запомни и расставь точки"
Ф. И ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития | |
1 |
Маргарита А |
5 |
Низкий |
2 |
Екатерина Г |
4 |
Низкий |
3 |
Денис Е |
5 |
Низкий |
4 |
Владислав З |
3 |
Очень низкий |
5 |
Денис К |
5 |
Низкий |
6 |
Татьяна К |
4 |
Низкий |
7 |
Кирилл К |
5 |
Низкий |
8 |
Дмитрий М |
4 |
Низкий |
9 |
Семен М |
3 |
Очень низкий |
10 |
Роман М |
5 |
Низкий |
11 |
Елизавета П |
5 |
Низкий |
12 |
Егор Х |
3 |
Очень низкий |
Информация о ообразовании:
Приготовление растворов
Целью данной работы является обучение учащихся готовить растворы заданной процентной концентрации и закрепление понятия о концентрации растворов. Она же способствует развитию у них аккуратности, бережливости, навыков рационального планирования работы, трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи. ...
Получение и свойства кислорода
В начале урока нужно проверить, как учащиеся подготовлены к выполнению опытов, предложив некоторым из них рассказать и показать, как они будут получать кислород и собирать его в банку, а также сжигать в нем уголь. После этого учащиеся приступают к работе. Учитель наблюдает и фиксирует свои наблюден ...
Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности
В профессиональной деятельности педагога можно выделить два главных аспекта - личность и деятельность преподавателя. Именно диалектика их взаимодействия по поводу предмета - собственно содержания образования и объекта учения - ученика обуславливает психолого-педагогические особенности профессиональ ...