В настоящее время валеология разделялась на два основных направления: медицинское и педагогическое. Место педагогической валеологии в общем контексте поля знаний о человеке нечетко обозначено.
Так, например, И.М. Воронцов выделяет валеологию детства и относит ее к области педологии и педиатрии. А.А. Семенов и В.П. Соломин рассматривают валеологию в рамках концепции воспитания здорового человека и относят ее к педагогическим наукам. В.Л. Петленко относит педагогическую валеологию к разделу педагогики, разрабатывающему методу сохранения, приобретения и умножения здоровья, интегрируя при этом две доктрины здоровья: западно-рационалистическую и восточно эмпатийную.
В направлении педагогической валеологии сформировались некоторые научные подходы, благодаря работе таких ученых как: В.П. Петленко, В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, В.В. Соломин, А.А. Семенов, Л.Г. Татарникова, И.Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин. Во многих городах России уделяется внимание практическим и теоретическим подходах к решению валеологических проблем .
В настоящее время знания о факторах, активно воздействующих на здоровье человека, значительно расширились и углубились. Одновременно активизировались проблемы комплексного подхода к изучению состояния здоровья детей, повысилось внимание к поведенческим и психосоциальным аспектам помощи детям, начиная от пересмотра привычных методов воспитания ребенка и заканчивая созданием различных программ, в том числе направленных на профилактику отклонений от культуры здорового образа жизни.
В современных условиях развития России особое значение закономерно приобретает создание благоприятных условий для полноценного физического развития детей.
В младших классах закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности организма и устойчивость к внешним воздействиям; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.
Здоровье ребенка является главным условием и показателем личностно направленного образования. Это основная задача всей системы образования.
В связи с этим встают проблемы более полного определения понятия здоровья, его показателей и составляющих; создание модели здоровья, методов его формирования и коррекции; проектирование процесса воспитания здоровья в образовательной среде. Большинство исследователей (А.Г. Дембо, М.Б. Каченовский, К.В. Сельченок, Л.Г. Татарникова, И.Н. Усов) на первое место в определении здоровья ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменяющимся условиям внешней среды и значительным психическим и физическим нагрузкам; социальный фактор; воспитание. На втором месте – фактор сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно-приспособительный характер, и компенсирующий измерения в организме в процессе его адаптации. Адаптация тесно связана с такими процессами, как самопознание, самопонимание, самоощущение и самореализация, которые являются составляющими Я – концепции человека.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Выдающиеся педагоги и врачи Е.А. Аркин, А.И. Быкова, В.В. Гориневский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, В.В. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.П. Филатов придавали большое значение физическому воспитанию детей младших классов, которое представляет собой важный аспект развития гармоничной личности.
Формирование сознательной потребности в ведении здорового образа жизни, в том числе ежедневных физкультурных занятиях, является одной из приоритетных задач образовательных учреждений.
Информация о ообразовании:
Психологическая
теория деятельности
В настоящее время существует мнение о том, что в психологии обращение к проблеме деятельности было вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что все интересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут быть интерпретированы иначе, что современные науки о человеке должны ...
Школа социального успеха
На дворе 21 век. Жизнь требует активных людей, которые точно знают, что они делают и для чего все это. Правильно ставить цель и достигать ее вот залог успеха сегодня. Иначе говоря, мир нуждается в лидерах, в тех людях, которые могут сделать все сами и помогут другим реализовать себя как личности, н ...
Составить аннотацию научной статьи по проблеме профессионального
самоопределения
Важную роль в жизни человека имеет выбор профессии. По подсчётам специалистов, правильный выбор специальности (профессии) в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10–15% увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Отрицательные последствия неадекв ...