Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

Подробно о педагогике » Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни » Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

Страница 2

В настоящее время валеология разделялась на два основных направления: медицинское и педагогическое. Место педагогической валеологии в общем контексте поля знаний о человеке нечетко обозначено.

Так, например, И.М. Воронцов выделяет валеологию детства и относит ее к области педологии и педиатрии. А.А. Семенов и В.П. Соломин рассматривают валеологию в рамках концепции воспитания здорового человека и относят ее к педагогическим наукам. В.Л. Петленко относит педагогическую валеологию к разделу педагогики, разрабатывающему методу сохранения, приобретения и умножения здоровья, интегрируя при этом две доктрины здоровья: западно-рационалистическую и восточно эмпатийную.

В направлении педагогической валеологии сформировались некоторые научные подходы, благодаря работе таких ученых как: В.П. Петленко, В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, В.В. Соломин, А.А. Семенов, Л.Г. Татарникова, И.Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин. Во многих городах России уделяется внимание практическим и теоретическим подходах к решению валеологических проблем .

В настоящее время знания о факторах, активно воздействующих на здоровье человека, значительно расширились и углубились. Одновременно активизировались проблемы комплексного подхода к изучению состояния здоровья детей, повысилось внимание к поведенческим и психосоциальным аспектам помощи детям, начиная от пересмотра привычных методов воспитания ребенка и заканчивая созданием различных программ, в том числе направленных на профилактику отклонений от культуры здорового образа жизни.

В современных условиях развития России особое значение закономерно приобретает создание благоприятных условий для полноценного физического развития детей.

В младших классах закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности организма и устойчивость к внешним воздействиям; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.

Здоровье ребенка является главным условием и показателем личностно направленного образования. Это основная задача всей системы образования.

В связи с этим встают проблемы более полного определения понятия здоровья, его показателей и составляющих; создание модели здоровья, методов его формирования и коррекции; проектирование процесса воспитания здоровья в образовательной среде. Большинство исследователей (А.Г. Дембо, М.Б. Каченовский, К.В. Сельченок, Л.Г. Татарникова, И.Н. Усов) на первое место в определении здоровья ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменяющимся условиям внешней среды и значительным психическим и физическим нагрузкам; социальный фактор; воспитание. На втором месте – фактор сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно-приспособительный характер, и компенсирующий измерения в организме в процессе его адаптации. Адаптация тесно связана с такими процессами, как самопознание, самопонимание, самоощущение и самореализация, которые являются составляющими Я – концепции человека.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Выдающиеся педагоги и врачи Е.А. Аркин, А.И. Быкова, В.В. Гориневский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, В.В. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.П. Филатов придавали большое значение физическому воспитанию детей младших классов, которое представляет собой важный аспект развития гармоничной личности.

Формирование сознательной потребности в ведении здорового образа жизни, в том числе ежедневных физкультурных занятиях, является одной из приоритетных задач образовательных учреждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Основные пути развития социальной компетентности школьников
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образован ...

Формы и методы работы социального педагога с семьей
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не яв ...

Теория обучения и преподавание в вузе
1. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение Теория обучения — это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавате­ля) и учащегося (студента). Теория обучения не тождественна рассм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru